Особенности организации динамической паузы в ГОУ Центре образования № 118

Начало обучения ребенка в школе — сложный и ответственный этап в его жизни. Первоначальное вхождение ребенка в новые условия школьной жизни должно быть подготовлено психологически. Ребенок, пришедший в школу уже отличается достаточным развитием речи (он может объяснить содержание знакомой игры, построить рассказ по картинкам, выразительно прочитать стихотворение), его мышление носит образный характер (он думает образами, а не абстрактными понятиями), но он в состоянии понять и отвлеченные суждения. Его внимание, память и мышление в основном непроизвольны (он легко переключает внимание, запоминает лучше то, что производит на него впечатление, нравится; мышление и воображение его тоже зависит от случайных впечатлений). Однако при этом уже наблюдаются тенденции к возникновению произвольности внимания, наблюдательности, памяти и мышления. И при поступлении в начальную школу нужен не только толчок, но и постоянная работа по развитию памяти, внимания и мышления, которая организует целенаправленное воздействие на развитие данных психологических качеств ребенка. Кроме того, как показали исследования, 85% времени школьники проводят в сидячем положении, а это пагубно сказывается на их здоровье.
Во всех школах учителя сталкиваются с проблемой организацией динамических пауз, так как проведение учителями и воспитателями групп продленного дня физкультминуток, динамических пауз и прогулок способствуют усвоению только двигательных навыков, которых ребенку не достаточно.
В ГОУ Центре образования №118 ведется работа в рамках эксперимента «Создание системы взаимодействия всех служб (логопедической, психологической, медицинской с учителями начальных классов и воспитателями ГПД)». В рамках данного эксперимента осуществляется связь с психологами и логопедом, которая привела к решению организовать впервые в Москве динамическую паузу в виде отдельного занятия, во время которого помимо увеличения двигательной функции у детей начальной школы используются игры на развитие памяти, внимания и мышления. Занятия проходят в групповой, игровой форме со сменой видов деятельности, что учит детей находиться в коллективе. Все игры имеют разработку со стороны психолога и все занятия проводятся с использованием рекомендаций ГОУ «Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ясенево» ЮЗОУО ДО г.Москвы. эти занятия осуществляются человеком, имеющим опыт работы в группе продленного дня в специально оборудованной игровой комнате. Она имеет красочно расписанные художником стены, на которых расположены стенды с фотографиями различных игр детей, а на одной из стен висит доска. В центре комнаты расположена игровая зона – ковер, вдоль стен стоят шкафы, открытые стеллажи, внутри которых и на которых расположены различные игры, большие пазлы для сборки домов, лего, различные конструкторы, «палитра», математические пирамидки и.т.д. Вдоль окон установлены столы для работы с лего и для настольных игр. Есть в шкафу и расписные деревянные ложки и хохломские тарелочки для русских народных игр. В комнате также есть корзины с мячами, в специальной тележке – кегли и, конечно, кольцебросы.
На этих занятиях используются подвижные игры, игры на развитие мелкой моторики рук (LEGO, большие пазлы), математические викторины, дидактические игры по русскому языку, литературные викторины в игровой форме, а также игры на развитие памяти, внимания и мышления. Данные игры приводят к расширению кругозора у детей, повторению пройденного материала (материал подбирается на основе тем, которые учителя указывают в планировании), обобщению и закреплению пройденного материала в игровой форме. Все занятия динамической паузы проходят под специально подобранную музыку и выстроены тематически. Вот следующие темы: «Встречаем осень», «День учителя», «Путешествие в страну сказок», «Балл королевы математики», «Новогодние КВН со сборкой елочек из больших пазлов и лего», «Рождество и Святки», «Рыцарский турнир в День защитника отечества», «Масленица», «Весенний балл прекрасных дам», «Приглашаем на космодром», «Пасха», «День победы», «Русские народные игры и их современные варианты», игры между командами различных классов и.т.д. В первых классах проходит три занятия в неделю, а в остальных по два. Занятие длится от 35-45 минут.
Я хочу привести пример одного из занятий, чтобы Вы поняли, как можно использовать динамическую паузу для эффективной помощи учителям в развитии памяти, внимания и мышления, в повторении изученного материала, излишне не перегружая детей.

ЗАНЯТИЕ

Тема: Работа с пазлами, игра в лабиринты с шарами и игры на развитие памяти, внимания и мышления, а также по предметам.

Цель: Развитие мелкой моторики рук, расширение кругозора, развитие пространственного мышления, воображения, развитие памяти, внимания и мышления.
Организационный момент. Перед началом игры дети разбиваются на две команды и выбирают капитанов. Дети садятся на ковер по командам, и каждый получает определенное количество пазлов.

Ход занятия:

Дети за определенный отрезок времени начинают собирать из пазлов придуманные ими дома со сквозными гаражами и большой трубой. После этого каждая команда из построенных домов собирает лабиринты, через которые каждый член команды будет перекатывать шары и бросать шары в отверстия лабиринтов, определенным образом выложенных на ковре. Кроме того каждый член команды змейкой, огибая построенные лабиринты, добирается до кольцебросов и бросает кольца. За каждое попадание шаров и колец начисляются баллы. Игра проводится в три этапа.
После окончания первого этапа проводятся 2 игры.

Игра на развитие внимания «Наши скороговорки».

Детям двух команд по очереди предлагается повторить скороговорки, состоящие сначала из 5 слов («У пеньков опять пять опят») и до 12 слов («Мыши шуршат и шарахаются в шалаше, лишь заслышат шаги на шоссе»).

Игра на развитие памяти «Запомни и нарисуй».

Детям дается 20-30 секунд для того, чтобы запомнить нарисованные на доске предметы, цифры или буквы, затем обе половинки доски закрываются и дети начинают рисовать то, что они запомнили.
Игра на развитие мышления «Найди спрятанное».
Детям предлагается найти буквы алфавита, спрятанные на рисунке, показать и назвать их.
После окончания второго этапа можно отгадывать загадки о временах года по командам.
А после третьего этапа можно провести литературную викторину по произведениям К.И.Чуковского.
За все игры начисляются баллы. После окончания всех игр подсчитываются все баллы по всем играм и определяется команда-победитель.

Детям очень нравятся занятия динамической паузы в нашем Центре образования.