Лечебное движение

С древних времён средства физкультуры использовались как с оздоровительной, так и с лечебной целью. Ещё в древнем Китае существовали врачебно-гимнастические школы, где готовились врачи-священнослужители, владеющие врачебной гимнастикой и массажем.
Лечебная физическая культура в наши дни — один из важнейших методов комплексного лечения больного ребёнка. Лечебная физкультура использует с лечебной целью средства физической культуры: физические упражнения, подвижные и спортивные игры, закаливающие процедуры и конечно -массаж. Однако в отличие от обычных физических упражнений, методы лечебной физкультуры учитывают особенности заболевания и исходное состояние организма. В лечебной физкультуре часто используются гимнастические упражнения наряду с подвижными играми.
Последние годы в связи с гиподинамией угрожаемыми темпами растёт процент детей, имеющих нарушения опорно-двигательной системы: нарушение осанки, неправильное развитие стоп, деформации грудной клетки, деформации голеней. Эти состояния ещё не болезнь, а лишь предвестники таких серьёзных заболеваний как сколиоз, юношеский кифоз, остеохондроз,заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем, и как это непокажется парадоксальным — нарушение осанки — прямой путь кформированию снижения зрения у ребенка.
В 2007 году, мы обратили внимание на тот факт, что если среди первоклассников 32 % имеют диагноз нарушение осанки, то уже к шестому классу 35 % учащихся страдают такими серьёзными заболеваниями как сколиоз и кифоз. Цифра прямо скажем нерадостная. Поэтому была разработана программа профилактических мероприятий. Основывались мы на определении, что осанка— это привычная поза спокойно, без мышечного напряжения стоящего или сидящего человека. Хорошую осанку, как и любой другой навык, важно и нужно воспитывать. Самостоятельно, без постоянного контроля и примера со стороны взрослых ребёнок вряд ли сможет выработать правильную манеру держать своё тело. Что же мы включили в программу профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата?
1. В начале каждого учебного года проводится обязательная антропометрия учащихся и подбор соответствующих размеров мебели.Все парты маркируются цветным обозначением.
2. Врач Центра образования периодически контролирует осанку детей, посещая уроки.
3. Для родителей на постоянно действующем стенде имеется информация врача о методах профилактики нарушения осанки в домашних условиях и о правильном подборе детской обуви. Для учащихся средней школы врач доносит эти сведения при проведении бесед.
4. Врач подбирает комплексы физкультминуток соответственно интенсивности урока, обучает преподавателей и воспитателей группы продлённого дня грамотному их проведению, а в дальнейшем контролирует и при необходимости корректирует эту работу педагогов.
5. По рекомендации врача в программу урока физкультуры в Центре образования №118 включены элементы лечебной гимнастики, целью которых также является профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата. Гимнастические упражнения проводятся во время разминки и по мере их освоения меняются на новые.
6. Врачом проводятся уроки лечебной физкультуры в рамках расписания уроков физкультуры для учащихся, отнесённых к специальной и подготовительной группам, а также для постоянно или временно освобождённых от уроков физкультуры. В эти группы включены также ученики, недавно перенесшие простудные заболевания.
7. В 2008- 2009 учебном году заключён Договор с Поликлиникой восстановительного лечения №6 и один раз в год все учащиеся Центра образования №118 осматриваются врачом данной поликлиники и направляются на лечебные процедуры в отделение восстановительного лечения этого медицинского учреждения.
Ознакомив заинтересованного читателя с общими вопросами , хочу немного подробнее остановиться на организации занятий лечебной физкультуры непосредственно в стенах нашего образовательного учреждения.
Итак. Программа занятий лечебной физкультуры рассчитана на 2 года.
Первый год включает в себя:
-обучение правильному дыханию и освоение дыхательного комплекса, то есть обучение детей синхронизировать деятельность дыхательных и двигательных механизмов, умению соединять различные типы дыхания с различными типами движения;
-обучение регуляции самочувствия с помощью дыхания и самомассажа.
-обучение приёмам точечного массажа и самомассажа, в которые входят:
массаж активных точек головы;
массаж активных точек кистей и предплечий;
массаж активных точек голеней и ступней;
самомассаж всего тела в домашних условиях при помощи жёсткой мочалки;
-обучение и выполнение физических упражнений;
-подвижные игры — «весёлая ходьба», «поезд», «правильная осанка»,
«переправа с грузом на голове», « делай как я» и другие;
-мышечная релаксация под спокойную музыку и голос ведущего занятия врача.
Физические упражнения, используемые в первый год занятий лечебной
физкультурой, включают в себя:
а) упражнения с мыслеобразом:
• выход из скорлупы,
• выход из-подо льда,
• разгон мутной воды и другие.

б) упражнения на исправление осанки:
• стоя в исходном положении
наклоны вперёд, влево, вправо
отведение рук
повороты (с исходным положением — руки за голову)
принятие правильной осанки у стенки, с книгой на голове
упражнения с выпадом одной ногой.
• лёжа исходном положении на спине
«велосипед»
упражнения с согнутыми коленями
в исходном положении лёжа на животе— отведение рук, согнутых в
локтевом суставе, в стороны и назад
упражнения с палкой (повороты, ходьба)
в) упражнения на профилактику плоскостопия:
• ходьба на месте,
• ходьба по кругу, сильно притоптывая ступнями («заколачивание гвоздей»),
• бег на месте с фазой зависания на 1 секунду,
• ползание по – пластунски:
• « ползающая кошка»,
• «гусеница».
• хождение по палке,
• катание мячей ступнями.
• ходьба на наружной и внутренней поверхности ступней.
Занятие лечебной физкультуры проводится в течение 30 минут, обязательно с музыкальным сопровождением. Упражнения на дыхание, самомассаж-5 минут, музыка медленная. Затем последовательно: первая часть физических упражнений в среднем темпе-7 минут, вторая часть физических упражнений в быстром темпе под весёлую детскую музыку-7 минут, подвижная игра-5 минут, релаксация под специальное музыкальное сопровождение-6 минут.
Второй год проведения лечебной физкультуры подразумевает деление детей на группы соответственно нозологическому принципу. Принципы построения занятия аналогичен первому году, но с соблюдением правил, необходимых при различных заболеваниях.
Так у детей с бронхиальной астмой и часто болеющих основное внимание на дыхательные упражнения и тренировку удлинённого выдоха, с патологией сердечно-сосудистой системы — общеразвивающие упражнения, охватывающие все группы мышц, исключая при этом упражнения, связанные с задержкой дыхания и натуживанием, с резким ускорением темпа.

Для школьников с СДВГ мы ограничиваем упражнения, вызывающие нервное перенапряжение, особенно это касается подвижных игр.

При заболеваниях желудочно-кишечного тракта значительно уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса.

При подборе упражнений врач учитывает индивидуальные особенности каждого ребёнка и его возраста.

В условиях образовательного процесса в школе почти невозможно чётко разграничить группы по нозологическим принципам. Кроме того, подчас ребёнок имеет сочетанную патологию. Поэтому мы иногда используем подбор групп по сочетаемым лечебным упражнениям. В 2008-2009 учебном году были сформированы группы второго года обучения в две очереди, каждая из которых занималась 1,5 месяца. В первую очередь-группа с ортопедической патологией с неврологическим акцентом, неврологическая с общеукрепляющим акцентом. Во вторую очередь — кардиологическая группа, ортопедическая и неврологическая группа.

Всего в этом учебном году у нас занимаются лечебной физкультурой 41% учащихся.

Кроме того, что, несмотря на наш небольшой опыт проведения занятий ЛФК, уже виден некоторый результат. Если на начало 2007-2008 учебного года было 38 % учеников с нарушением осанки, то уже к концу-26%. На начало 2008-2009 года ( за счёт вновь прибывших детей) с нарушением осанки-41%, то к апрелю после контрольного осмотра врачом Поликлиники восстановительного лечения эта цифра уменьшилась до 23,6%.

Не могу не сказать и ещё об одном положительном аспекте оздоровительной программы в ГОУ Центр образования №118- у нас нет детей, не занимающихся физкультурой. Ученики, временно или постоянно освобождённые от урока физкультуры в обязательном порядке посещают занятия лечебной физкультуры и получают адекватную их состоянию здоровья двигательную активность. Мы добились, что в нашем образовательном учреждении нет учащихся, праздно проводящих время на уроке физкультуры.

Мы стараемся следовать истине древних мыслителей: «движение может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства не могу заменить движение».