Сон в ГОУ ЦО №118

В систему здоровьесберегающих технологий в ГОУ Центр образования № 118 уже несколько лет входит обязательный для всех учащихся ежедневный дневной сон. На сегодняшний день, основываясь на собственном опыте, мы твёрдо убеждены в его пользе.

Думаю, вряд ли можно оспорить мнение, что здоровый сон оказывает важное влияние на восстановление здоровья человека. Сон — жизненно-важная потребность организма, без сна человек не проживёт более двух недель.

Согласно современным представлениям, сон — это торможение коры больших полушарий, возникающее из-за расходования клетками биоэлектрического потенциала в период бодрствования.

Организм человека для повседневной активной деятельности вырабатывает повышенное количество теплоты, которая в дальнейшем оказывает разрушительное действие на ткани организма, в том числе нервные клетки, вследствие чего затрудняется выполнение ими собственных функций. Поэтому для восстановления и накопления энергии организму необходим период покоя и снижения температуры, что и происходит, когда человек засыпает.

Предполагают, что во время сна в головном мозге происходит обработка поступившей за день информации, её перераспределение и фиксация памятного следа.
Физиологи различают два этапа сна: медленный (спокойный) и быстрый (активный).
При медленном сне уменьшается частота дыхания и частота сердечных сокращений, снижается артериальное давление, мышцы расслабляются, замедляется движение глазных яблок.

С точки зрения физиологии именно в фазе медленного сна происходит восстановление физических сил, мозг анализирует сигналы, идущие от внутренних органов и запускает процессы оздоровления организма. Мозговой кровоток в фазу медленного сна существенно не изменяется по сравнению с бодрствованием.

При быстром сне физиологические функции, наоборот, активизируются: дыхание и сердечный ритм учащаются, артериальное давление повышается, возникают аритмия пульса и дыхания, двигательная активность повышается (в виде подёргивания мышц туловища, лица и конечностей), движения глазных яблок становятся быстрыми — так человек начинает видеть сны. В то же время мышцы тела в этот период более расслаблены. В фазе быстрого сна мозг перерабатывает накопленную за день информацию, сортирует и анализирует её. Фаза быстрого сна происходит через 1-1,5 часа после стадии засыпания медленного сна.

Эти фазы следуют одна за другой, и за ночь происходит от 3 до 5 циклов такого чередования.
Для понимания, почему мы настаиваем на ежедневном дневном сне, подробнее остановлюсь на фазе медленного сна, используемой в школьных условиях.

Фаза медленного сна имеет четыре стадии: дремота, сон медленной глубины и две стадии, составляющие так называемый дельта сон.

Для стадии «дремота», то есть этапа засыпания, характерно возникновение своеобразных зрительных образов. Правда, в отличие от этапа истинных сновидений, они не обладают той же чёткостью, яркостью, эмоциональностью. Длится эта стадия 5-10 минут, именно в данный период происходит общее расслабление организма без вхождения в глубокий сон.

Затем наступает сон медленной глубины, то есть практически лёгкий, поверхностный сон. Длится этот этап также около 10-15 минут. Физиологи считают, если человека разбудить после этих двух стадий, он будет чувствовать себя в полной мере отдохнувшим и достаточно бодрым.

Последние исследования американских и австралийских учёных доказали пользу непродолжительного (от 15 до 25 минут) дневного сна, (то есть именно тех двух стадий, о которых я говорила выше), позитивно влияющего на мыслительную деятельность человека.

Так, по словам профессора психологии Калифорнийского университета Мэттью Уолкера, кратковременный дневной сон необходим для «очистки резерва памяти от ненужной поверхностной информации», для заполнения в дальнейшем этого резерва новыми данными.

Многие из нас замечали, что после обеда почему-то клонит в сон. Оказывается, эта биологическая потребность в полуденном сне объясняется небольшим снижением температуры тела в период с 13 до 15 часов (как и в ночное время с 3 до 5 часов, именно в это время у молодого, здорового человека самый крепкий сон).

Большинство исследований доказывает, что кратковременный дневной сон не только увеличивает умственную и физическую активность, улучшает настроение на оставшуюся часть дня, но и опосредованно нормализует ночной сон.
Доказывая необходимость дневного сна, американские и австралийские учёные, тем не менее, придерживаются разных взглядов на его продолжительность.

Первые предлагают спать днём от 30 минут до 1 часа. Вторые же, наоборот считают, что польза дневного сна ощутима лишь тогда, когда он не более 15 -20 минут. Доктор Гильберт Соул из Центра исследования сна в Университете Южной Австралии уверен: « если вы спите более длительное время вы вызываете слабость».

Основываясь на таких исследованиях в Центре образования № 118 и ввели в расписание графу: «дневной сон».

Как же мы осуществляем это на практике?

В 13 ч 05 минут, по окончании 5 урока, ученики выходят из класса как на обычную перемену, с той разницей, что эта перемена будет длиться лишь 5 минут. За эти 5 минут учитель успевает проветрить класс и в 13ч 10минут звонок собирает детей в класс.

С 13 ч 10 мин до 13 ч 25 мин. В школе устанавливается абсолютная тишина, которую в том числе контролируют дежурные педагоги на каждом этаже.

Мы не используем для дневного сна никаких приспособлений. Даже от мягких игрушек отказались из гигиенических соображений. Ученики просто садятся за парту в позе «руки сложены на парте, голова — на руках» отдыхают 15 минут. Таким образом, наши дети получают 15 минутный сон в фазе медленного сна, стадии дремоты.

С их слов, они действительно успевают подремать, и встают отдохнувшими. Если ребёнок не привык днём отдыхать и ему трудно задремать, он находится в это время в тишине и покое, что безусловно благотворно влияет на его состояние здоровья и восстановление жизненных сил.

После тихого часа — ещё одна 5-минутная перемена и затем продолжение рабочего дня в обычном режиме.

Наш опыт позволяет быть убеждёнными, что такой дневной перерыв позволяет ребятам не просто восстановить физическую и умственную работоспособность в данный конкретный учебный день, но и сохраняет довольно неплохой уровень работоспособности и к концу недели. В пятницу вечером у учеников, остающихся в группе продлённого дня не наблюдается субъективного утомления, все дети веселы и активны, причём без признаков перевозбуждения.

Кроме того, по «Журналу регистрации амбулаторных больных» мы заметили, что обращаемость учеников с жалобами на головную боль (без подъёма температуры тела), плохое самочувствие, то есть врач наблюдает состояние астенизации у детей по понедельникам чаще в 3,2 раза, чем в пятницу.

Безусловно, «понедельник – день тяжёлый» и «врабатывание» после субботы и воскресенья происходит непросто. Но, беседуя с детьми о проведённых выходных, понимаешь, что ни о каком мало-мальски грамотном режиме дня школьника, а тем паче, дневном отдыхе, в большинстве семей нет. Поэтому дети и возвращаются в понедельник не отдохнувшими, а уставшими.

Кто-то сейчас упрекнёт: «надо проводить санитарно-просветительскую работу с родителями». Конечно, необходимо. И каждая школа, работающая по системам здоровьесбережения, на самых первых родительских собраниях акцентирует внимание на важность режима дня для ребёнка, да и в дальнейшем об этом говорят постоянно. Тем не менее, у взрослых не всегда хватает времени и терпения провести выходной, считаясь с детским режимом дня. Надеюсь, что те, кто прочитают эту статью, проникнутся важностью и необходимостью дневного сна как компонента режима дня и попытаются выделять каждый выходной и каникулярный день для сна своего любимого ребёнка 15-20 минут.