Сохраним здоровье школьника

«Все здоровые люди любят жизнь».

Прекрасное изречение. Короткое, но какое ёмкое. В нём всё — и счастье, и любовь, и благоденствие. Жизнь без здоровья сложна. В ритме и спешке сегодняшних будней мы часто забываем о здоровье. Что надо бы его беречь, вспоминаем лишь заболев. Мало кто из молодых, образованных, порой успешных людей думает о сохранении здоровья. В разговорах все знают множество изречений о его ценности. Но в большинстве случаев слова остаются словами. И забота о сохранении здоровья сводится к поездке на дорогой курорт на 2 недели или покупке семейного годового абонемента в фитнесс— клуб. После курорта дети почему-то начинают чаще болеть. Хотя любой врач грамотно может объяснить почему – трудности акклиматизации. Фитнесс — клуб же где, по моему наблюдению, в большинстве случаев либо ребёнок предоставлен сам себе, либо им занимается тренер, не всегда понимающий особенности детской физиологии и старающийся это умело скрывать, тоже не приносит ощутимой пользы. Так как же помочь населению организовать последовательное соблюдение здорового образа жизни?

Сегодня функции профилактической медицины переданы районным поликлиникам, которым с их загруженностью больными пациентами не хватает времени на профилактику. Существующие в детских поликлиниках дошкольно-школьные отделения выполняет функцию статистов. Провели диспансеризацию — отчитались количественно, провели иммунизацию— то же самое. Что дальше происходит с этими детьми? Мало кого интересует. В обязанности медицинских работников поликлиник входит и контроль школьного питания. Но они сами признаются, что этой работой им заниматься просто некогда. Во многих поликлиниках созданы отделения лечебной физкультуры, которые также заняты проблемами уже заболевших людей. Поэтому вопрос: «Кто же должен заниматься пока ещё здоровыми?», оказывается риторическим. Профилактикой и сохранением здоровья дошкольника и тем более школьника не занимается никто. Понятие «профилактическая медицина» кануло в лету.

В результате современная школа получает первоклассника, уже потерявшего здоровье. Так, в этом учебном году в наш ГОУ Центр образования № 118 поступило 9,3 % первоклассников, имеющих группу здоровья 3 ( дети со значительными отклонениями в состоянии здоровья) и 77% с группой здоровья 2 ( незначительные отклонения здоровья). Как же ребенку выдержать десятилетнее бремя учёбы, нагрузки, малоподвижной жизни, переживаний? Кто и как сумеет помочь ему сохранить здоровье? Кропотливую профилактическую деятельность вынуждена делать сама школа. Внутри образовательных учреждений возникли различные «школы здоровья», школы, работающие с использованием здоровьесберегающих технологий. В некоторых, к счастью, этими вопросами занимаются дипломированные врачи. В нашем ЦО № 118 выбран путь здоровьесберегающих технологий, имеющих три направления:

  • педагогическое
  • психологическое
  • медицинское.

Безусловно, каждое важно и без каждого не будет целостности системы здоровьесбережения. Каждым направлением занимаются специалисты, имеющие профессиональное образование именно в этой области. Как врач, я убеждена, что медицинское направление грамотно организовать и систематически контролировать могут только врачи, постоянно находящиеся в школе. Нельзя перекладывать на плечи педагогов, несвойственные им функции. Только врач может оценить состояние здоровья учеников, провести мониторинг их здоровья. Только врач может подсказать учителю какие проблемы конкретного ученика связаны с его здоровьем и как индивидуально построить его систему обучения. Только врач может помочь администрации школы грамотно выстроить здоровьесберегающую систему. Мы, используя пятый год здоровьесберегающие технологии, уже накопили собственный опыт.

Ежегодно, подводя итоги, врач анализирует свою деятельность и корректирует направленность методик здоровьесбережения. Так, по итогам прошлого учебного года, благодаря лечебно-профилактическим мероприятиям, уменьшилось количество учеников с нарушением осанки, но число детей с диагнозом: плоскостопие осталось неизменным. Поэтому на 2010-2011 учебный год врач планирует работу, добавляя методики лечения плоскостопия. Ежегодно именно врач подбирает группы детей, нуждающихся в фитотерапии. Благодаря систематическому траволечению, в нашем Центре образования уже третий год не наблюдается случаев обострения хронических гастроэнтерологических патологий, снижено количество детей, страдающих различными видами тиков, значительно улучшилось состояние детей-аллергиков.

Многим известна проблема педикулёза в детских учреждениях. Разве возможно её решить силами педагогов? Безусловно, нет. Мы решили эту проблему благодаря регулярному осмотру (чаще, чем рекомендует СанПин ) учащихся врачом школы и принимаемым профилактическим мерам, которые он разрабатывает. Ещё одна из забот школьного врача — урок физкультуры. Распределение по физкультурным группам, изменение их в течение учебного года – прямая обязанность медиков. Кроме того, врач школы посещает уроки физкультуры, проводя врачебно-педагогичесие наблюдения. На уроке он, измеряя артериальное давление и пульс, оценивает адекватность физической нагрузки состоянию здоровья учеников, даёт рекомендации преподавателю физкультуры.

В нашем Центре очень внимательно относятся к питанию детей. Врач не только проверяет доставленное из школьно-базовой столовой детское питание по органолептическим показателям, но и сам присутствует на завтраках и обедах, объясняя детям, почему так важно и чем полезно школьное питание. Именно врач имеет возможность проинформировать работников буфета школы о пищевых аллергиях детей и необходимости возможной замены некоторых видов продуктов. В больших детских коллективах сложно избежать контакта здоровых и простуженных ребят. Мы стараемся каждое утро обойти все классы и оценить состояние здоровья всех учеников. При выявлении ребёнка с симптомами острого респираторного заболевания он выводится из класса в медицинский кабинет школы.

Для профилактики простудных заболеваний мы обязательно используем обеззараживание воздуха кварцевыми облучателями закрытого рециркуляторного типа. Помимо кварцевых облучателей в здании работают биполярные ионизаторы воздуха. Режим работы этого оборудования определяется врачом, им же осуществляется контроль. Осенью 2009 года в Москве была эпидемия гриппа. Ряд детских учреждений закрывались из-за карантина. В Центре образования №118 также повысилась заболеваемость острыми респираторно-вирусными инфекциями. Но если по городу превышение порога заболеваемости было почти в 4 раза, у нас это показатель вырос лишь в 2,2 раза.

Грамотное проведение санитарно— просветительской работы также может только врач. Аргументировано, обоснованно он разъясняет родителям и ученикам вопросы вакцинации, профилактики заболеваний, гигиены детей и подростков, рассказывает о правилах подбора школьной обуви, размерах мебели для ребёнка и многое другое. Без ложной скромности могу сказать, что в нашей школе дети не представляют себе учебного дня без врача. Врач всегда с ними рядом, в столовой, на перемене, на соревнованиях.

Два года назад сами ученики попросили создать санитарный пост из учащихся 6-7 классов и помогать врачу в его работе. Теперь обязанность контроля чистоты рук школьников, наличие у них носовых платков, участие в просветительской работе при проведении дня здоровья в школе возложена на этих мальчишек и девчонок. Врач в школе незаменим, его работа ежедневна, кропотлива, и рас-сказать обо всём в рамках одной статьи невозможно.

Приведу лишь сухие цифры. За 4 года внедрения здоровьесберегающих технологий в Центре образования №118 произошло увеличение количества детей 1 группы здоровья (практически здоровые) с 12% до 20,4%, при этом стабильно количество учащихся 3 группы -7,4-8,7%. Ухудшение в 3 группе происходило только за счёт вновь поступивших детей. Буду искренна, даже мы, врачи, не ожидали такой положительной динамики. Напоследок остановлюсь ещё на одном доказательстве необходимости постоянного нахождения врача в школе. Это не относится к профилактике. Травмы, остановка дыхания, приступ эпилепсии, остановка сердечной деятельности. К сожалению, врачам школ приходится с этим сталкиваться в повседневной работе. Иногда время идёт на минуты, и нет возможности дожидаться врачей скорой помощи. Спасение жизни ребёнка оказывается в руках простого школьного врача. Что может быть важнее? Говорят здоровый нищий счастливее больного короля. Наверняка. Так давайте же сохраним здоровье наших детей! Пусть в каждой, даже самой маленькой школе будет специалист с высшим медицинским образованием, который благодаря своим знаниям, чуткости и заботе поможет вырастить успешного в будущем здорового взрослого человека.