Урок на домашних подмостках

Урок на домашних подмостках

На дворе декабрь: дети успели уже подустать от подготовки к школе. Декабрьские холодные потемки тоже не добавляют энтузиазма ни вам, ни вашему маленькому «ученику». Ну, а если ребенок, к тому же, с начала зимы не вылезает из простуд, становится совершенно понятно: нужно срочно что-то менять.
Но что же, неужели можно просто взять да и прекратить заниматься? Ведь малыш все забудет, отстанет, разболтается. Как потом догонять упущенное? Ничего страшного! Пусть привычные занятия идут потихоньку, своим чередом. Но основной акцент мы немного сместим. Ведь декабрь – это не только темнота, холод, сопли и апатия, но еще и радостное ожидание самого любимого всеми детьми праздника – Нового года. И если подойти к делу правильно, подготовка к нему вполне может превратиться в полноценный домашний урок, только веселый, праздничный, необычный.Почему бы не вспомнить о домашнем кукольном театре?

Учебный театр

Это не просто милый полузабытый вид домашнего досуга, который помогает скоротать долгие зимние вечера. Готовясь к новогодней премьере домашнего балаганчика, вы сможете развивать все те навыки, которые необходимы будущему первоклашке.

Организация деятельности.

Подготовка к спектаклю – дело сложное и хлопотное. Необходимо тщательно спланировать работу, заранее подготовить все необходимое, вовремя заметить и исправить ошибки, а самое главное – успеть уложиться до премьеры.

Зрительно-пространственное восприятие.

Изготовление кукол и декораций, пусть даже самых нехитрых, развивает глазомер, пространственное мышление, цветовосприятие.

Координация движений.

Кукольный театр, как ни один другой вид детского творчества, развивает координацию:

  • Пальчиковые куклы способствуют формированию мелкой моторики.
  • Куклы-перчатки развивают тонкие движения кисти, развивают взаимосвязь между глазом, рукой и мозгом. Особенно полезны куклы с раскрывающимся ртом, в который вставляется ладошка. «Говоря» за куклу, маленький актер начинает бессознательно соотносить звуки речи с движениями пальцев, что крайне полезно для формирования навыков письменной речи.
  • Марионетки. Управление марионетками активизирует формирование межполушарных связей, развивает тончайшие движения кисти и пальцев, совершенствует координацию «глаз – рука», что особенно важно на пороге школы.
  • Развитие речи.

    Даже для самого простенького спектакля необходимо подобрать подходящую сказку, хорошо понять, о чем в ней говорится, разбить текст на роли, выучить их если не наизусть, то хотя бы близко к тексту. Говорить свои реплики четко и разборчиво, чтобы зрители поняли, о чем речь.

Эмоционально-психологическое развитие.

И в семейной постановке актеры должны понять, как думают и что чувствуют другие существа и что нужно для того, чтобы поделиться этим пониманием со «зрителями». Кроме того, робкому, стеснительному ребенку, оказавшись за ширмой, гораздо легче бывает преодолеть свою застенчивость, что, конечно же, крайне важно в преддверии грядущего собеседования и учебы в первом классе.

Репертуарный отдел

Подготовку к представлению начнем с выбора пьесы. Это может быть как классическая «елочная» сказка («Двенадцать месяцев», «Щелкунчик»), так и плод вашей с малышом авторской фантазии. Не бойтесь экспериментировать: предновогодние приключения Колобка или Красной Шапочки пройдут на ура. Не менее увлекательно придумать собственный сюжет, так или иначе связанный с жизнью вашей семьи или ее прошлым. Например, о том, как праздновала Новый год прабабушка вашего малыша, когда была такая же маленькая, как он сейчас. Конечно, писать пьесу самому дошколенку пока еще не под силу, однако необходимо дать ему почувствовать, что он является важным участником творческого процесса. Внимательно выслушайте все его идеи и постарайтесь максимально использовать их при создании новогоднего сценария. Если ребенок уже достаточно хорошо умеет читать, дайте ему прочитать плод ваших совместных усилий и внести коррективы. Если же чтение – пока тяжелый труд для вашего чада, прочитайте сценарий вслух.

Кукольный цех

Изготовление кукол, ширмы, декораций – не технический момент подготовки к спектаклю, а самодостаточный творческий процесс. Однако часто именно на этом этапе дети теряют интерес к будущему представлению, и недоделанные куклы уныло пылятся в дальнем углу детской. Главная причина – чрезмерно сложная технология. Ведь ручки у дошколенка еще не очень ловки, и трудоемкие операции быстро утомляют его. Кроме того, пяти-шестилетний малыш еще не в состоянии прикладывать длительные усилия, не видя ощутимых результатов своего труда. Поэтому, чтобы интерес к затее не угас раньше, чем дело дойдет до премьеры, следует максимально упростить и ускорить подготовительный этап.

  • В качестве полуфабрикатов для кукол используйте подручные материалы (одноразовую посуду, бумажные пакеты, старые носки и перчатки, рулоны от туалетной бумаги, воздушные шарики, испорченные компакт-диски).
  • Не добивайтесь безукоризненной аккуратности.
  • Сокращайте трудоемкие процедуры, используя скотч, степлер для соединения деталей, разнообразные валики и трафареты для их окрашивания.
  • Технологическую простоту и легкую небрежность с лихвой искупят новогодние спецэффекты: флуоресцентные краски, блестки и мишура, эффектная подсветка елочными гирляндами и живое пламя свечей.

Репетиционный период

Первое время не стоит настаивать на том, чтобы ребенок учил свою роль наизусть. Скорее всего, он легко запомнит ее за время репетиций. Если же дело идет туго, попробуйте такой прием. Дайте ребенку в руки палочку, на которой закреплена длинная толстая нитка. Предложите ему «смотать» клубочек из слов. Пусть наматывает нитку на палочку, а вы в это время медленно и, главное, ритмично, читаете текст. Намотали? А теперь пусть он уже сам попробует повторить с вашей помощью кусочек текста, разматывая клубочек. Повторите несколько раз, пока дело не пойдет на лад. Теперь убираем клубочек, прячем ручки за спину и «наматываем» понарошку. И все же, главное внимание стоит сосредоточить не на заучивании текста (в крайнем случае ведь можно воспользоваться услугами суфлера, допустима и небольшая импровизация), а на «проживании» роли. Обсудите с вашим «артистом», что, по его мнению, чувствует каждый из героев в тот или иной момент, чем объясняются его поступки. Тогда роль станет более емкой, а значит, и спектакль будет иметь успех. Итак, декорации расставлены, места для зрителей готовы, куклы ждут а кулисами, балаганчик распахнул свои двери… Пора давать первый звонок!

Взгляд из-за ширмы

В принципе, для кукольного спектакля ширма вовсе не обязательна: можно разыгрывать представление и в открытую – на столе или непосредственно на «сцене». Но с ширмой все-таки интереснее. К тому же, как было сказано выше, ширма может выполнять важную терапевтическую функцию. Ширмы бывают трех видов:

Подвесная ширма Распашная ширма Трехмерная ширма

Подвесная ширма

Можно смастерить из любой простыни или занавески и укрепить в дверном проеме, под спорткомплексом или под кроватью-чердаком при помощи обычных бельевых прищепок.

Распашная ширма

Раскладывается по принципу трюмо.
Ее можно сделать из упаковочной коробки из-под крупной бытовой техники. Мини-вариант можно устанавливать на столе.

Трехмерная ширма

Делается в коробке. Куклы водятся через прорези в днище или крышке. Такая ширма позволяет создать интересные спецэффекты, если обить стенки изнутри черным бархатом, приклеить на них кусочки зеркала и т. д.

Рисунки: Виктория КИРДИЙ