Кем быть

№ 5, 2010
Рубрика: Тема номера
Автор статьи: Мария ТРОФИМОВА
Кем быть

Психологи пугают общество: мол, молодежь стала инфантильная. А значит, и на вопрос «Кем быть?» осознанного ответа у подростков обычно нет, решения принимаются под давлением родителей или моды. Что, конечно, грустно: занимаясь не своим делом, сложно добиться успеха в жизни. Да и скучно это… Что же делать?
Случается, что о выборе профессии дети и их родители начинают всерьез задумываться ближе к выпускному классу. И в этом их ошибка: чем раньше взрослые помогут ребенку определиться с выбором пути, тем лучше.
— Именно помогут определиться, а не выберут за него! – подчеркивают специалисты. – Ведь главная задача профориентации не в том, чтобы дать человеку готовые решения, а в том, чтобы он сам осознал свои возможности и наклонности.

На чужих ошибках

— Я растила внука одна, – рассказывает бабушка молодого человека по имени Юрий. – Делала для него все, что могла. Но к выпускному классу он так и не решил, куда поступать. Ясно было только одно – с точными науками Юрочка не дружит. Конечно, я нервничала страшно: не станет студентом, пойдет служить. И тут услышала про вуз, где учат менеджеров по туризму. Туда мы документы и подали. На платное отделение Юра поступил легко. Но учился без особой охоты. И когда диплом все-таки получил, по специальности работать не пошел. Сегодня ему уже 23 года, подрабатывает от случая к случаю. И я не знаю, чем еще ему помочь…
Интересный факт: количество выпускников, определившихся с профессией, в разные годы разное. Так, согласно опросам, в 1989 году таких было 75 %. В 2002-2006 годах – всего 23 %, а в последние годы – 61-62 %. От чего зависят такие колебания? Психологи говорят: от так называемого «социального интеллекта» общества. То есть желания понимать других, себя самих и мотив своих действий. Например, конец 80-х – это перестройка, гласность. Люди активно общаются, пытаются больше узнать о мире и об окружающих. У них есть конкретные
и очень определенные цели и устремления. Начало XXI века – период бурного появления новых специальностей (при том, что и старые еще себя не изжили), открываются десятки новых вузов, Интернет врывается в нашу жизнь, информируя о все новых возможностях. Как тут не растеряться? Но уже спустя 10 лет молодежь становится не просто очень информированной, но и гораздо более прагматичной. Отсюда более конкретные планы на будущее. Одновременно задачу профориентации подростков объявляют делом государственной важности.
В школах соответствующую работу начинают уже в начальных классах. Но подразумевается, что выполнять ее должны школьные психологи. Которые от этой обязанности часто не в восторге: ведь они и так загружены сверх всякой меры. Так что ученик сегодня может рассчитывать максимум на то, что ему предложат пройти тест. Вот вам и вся проф-
ориентация. Хотя с тех пор, как профильные классы стали реальностью, ребенку уже в 10-11 лет приходится осознать себя либо физиком, либо лириком. Да и о тех процентах не определившихся с профессией выпускников (а их, напомним, и в лучшие годы было немало – каждый четвертый!) забывать нельзя. На кого в такой ситуации надеяться детям? В первую очередь – на родителей.

Ты меня слышишь?..

— Задача пап и мам в том, чтобы прислушиваться к тому, что ребенок говорит. Чтобы вовремя уловить тот или иной его интерес, — уверена психолог Дарья Джафар-Заде. – Например, моей дочке было всего 3 года, когда она заявила: «Хочу быть ветеринаром!» И вот уже 10 лет мы с ней изучаем эту профессию: читаем книги о животных, передачи соответствующие смотрим, документальные фильмы о ветеринарии. Хомячков завели. Причем ходим с ними на осмотр не в обычную ветклинику, а в специальную лабораторию Ветеринарной академии: там специалисты объясняют все свои манипуляции с нашими грызунами.
Спустя какое-то время дочка заинтересовалась археологией. Что ж, отлично! Наш папа нашел адреса, где на раскопках ждут добровольцев. Взял летом отпуск, и они с ней поехали куда-то в Крым. Месяца хватило, чтобы ребенок понял: наука археология, конечно, интересная, но это не то, чем бы ей хотелось всю жизнь заниматься. Сама-то я мечтаю, чтобы она стала врачом. Но навязывать свои желания ребенку нельзя. Поэтому потихоньку подсовываю ей книги по психологии. И даже сериалы про врачей мы с ней смотрим.
С одной стороны – вроде, примитивный ход, но я хотя бы убедилась, что жесткие, натуралистичные сцены работы докторов ее в смятение не повергают. Она, кажется, заинтересовалась. Говорит, что, возможно, поступит в медицинский, а потом уже решит, стать ли детским психиатром или каким другим врачом.

План для дилетанта

А если папа с мамой далеки от психологической науки, да еще заняты с утра до вечера и спохватились, когда ребенку уже давно пора определиться с выбором? Успеют ли родители помочь ему?
Шанс, безусловно, есть.
У знатоков наших душ есть такой термин – «Я-сознание». Обозначает формирование ощущения себя как личности, которое у подростка заканчивается в 14-15 лет. И после этого он пытается найти свое место в этом мире. Значит, 15 лет – самое время задуматься всерьез о будущей профессии. И задача родителей и специалистов при этом – отделить мух от котлет. То есть определить, чем подросток мотивирует свой выбор дальнейшего пути: способностями или модой.
Например, согласно опросам, старшеклассники часто мечтают о профессиях творческих: актеры, журналисты, телеведущие… Это ведь так популярно и престижно! Жаль только, что не всем подходит – по складу характера, по темпераменту, по таланту, наконец. Значит, алгоритм действий таков.

Если ребенку менее 15-ти лет:

  • Обсуждайте с ним разные профессии. Задавая вопросы, старайтесь, чтобы он определил для себя тот род деятельности, который ему особенно интересен.
  • Запишите его в профильные кружки, секции и т. д., чтобы он понял, насколько привлекательна выбранная профессия в реальности.
  • Помогите осознать ответственность за выбор профессии. Чем раньше человек поймет, что будет отвечать сам за свои действия, тем более самостоятельным будет решение.
  • Человек инстинктивно чувствует путь, на котором сможет достичь успеха. Учитывайте право выбора ребенка, ни в коем случае не навязывайте свою точку зрения.
  • Расскажите ребенку, как вы сами выбирали профессию.

Если ребенку 15 лет и более:

  • Обсудите вместе, что важнее: материальное вознаграждение или моральное удовлетворение? Оба вопроса имеют значение, но важно правильно определить их баланс и помочь ребенку с конкретизацией его пожеланий.
  • Совместно изучите требования, предъявляемые к заинтересовавшим его профессиям, чтобы понять, в каком направлении развиваться.
  • Учитывайте возможности здоровья ребенка: например, ювелиру требуется отличное зрение, а парикмахер вынужден весь день стоять на ногах.
  • Познакомьте его с теми, кто уже состоялся в той или иной сфере деятельности. Пусть эти люди расскажут о том, чем занимаются на службе каждый день, какие трудности возникают, что им в профессии нравится.
  • Посещайте различные мероприятия, посвященные выбранным профессиям: профессиональные праздники, дни открытых дверей в вузах.

А правильнее всего – совмещать старания родителей и помощь профессионалов. Благо в последние годы государство повсеместно создает Центры профориентации. Например, в Москве таких уже несколько, и планируется, что в ближайшем времени они откроются в каждом округе.