Роль эстетотерапии в комплексном оздоровлении старшеклассников

Охрану здоровья детей и молодёжи можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые детей в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Профилактика же детских заболеваний является хорошо окупаемым национальным вложением, более экономичным и результативным, чем дорогостоящее лечение.
Однако многолетние исследования состояния здоровья школьников, к сожалению, позволяют сделать вывод о том, что положительной динамики в состоянии здоровья детей и подростков не наблюдается. Процесс обучения является фактором риска для здоровья школьников в связи с сохраняющейся перегрузкой детей в процессе обучения; несоблюдением физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; недостаточным уровнем компетентности педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья детей; отсутствием работы с родителями по эти вопросам; недостаточным уровнем медицинского обслуживания, направленного в основном на оказание экстренной помощи, а не на ликвидацию факторов, отрицательно влияющих на здоровье и развитие личности ребенка.

Ухудшение здоровья детей прослеживается от начала обучения в школе к его концу, то есть старшеклассники особо нуждаются в защите психического здоровья. В это время устанавливается характер, легко назревают конфликты с окружающими; старшеклассники испытывают большую умственную нагрузку, активность собственных мыслей, которые требуют больших энергетических затрат; наступает переломный момент социализации при необходимости выбора профессии, учебного заведения и др.

Оптимальным условием для оздоровления юношей и девушек в настоящее время может служить учреждение дополнительного образования, которое можно рассматривать как систему современных технологий развития не только творческого потенциала, но также сохранения и укрепления здоровья старшеклассников средствами эстетотерапии (музыкального, хореографического, прикладного, изобразительного и других видов искусств), что позволит проводить коррекцию психического и социального аспектов здоровья.

Методы эстетотерапии, как показала практика, эффективны, экономичны, а так же лояльны по отношению к школьникам в сравнении с другими (например, медицинскими) методами коррекции.
Оздоровление школьников посредством искусства должно идти параллельно с их обучением и воспитанием, где главным условием является мотивация на здоровье и здоровый образ жизни – это регулярное воспитание соответствующей культуры здоровья:
• физической – управление движением;
• физиологической – управление процессами в теле;
• психологической – управление своими ощущениями и внутренним состоянием;
• интеллектуальной – управление мыслью и размышлениями, направленными на совершенствование позитивных нравственно-духовных ценностей.
Используя экспрессивную психотерапию искусством, можно малозатратным и эффективным способом найти путь к сохранению и укреплению здоровья школьников в воспитательно-образовательном процессе.
Сила воздействия искусства на общее состояние и настроение человека, его благотворное влияние на здоровье были замечены ещё в глубокой древности.

В мифах Древней Греции имеются сведения о том, что солнцеликий бог Апполон, предводитель муз, одинаково безупречно владел тайнами искусства и врачевания недугов. Этот божественный дар он передал своему сыну Асклепию. В храмах, посвященных этим первым богам-врачевателям, в залах, где происходило исцеление людей, находились сауны, а также площадки для театральных и музыкальных представлений.
Последователем той школы врачебного искусства был выдающийся врач Гиппократ. История медицины европейского средневековья так же обнаруживает примеры применения средств искусства некоторыми врачами.
В эпоху Возрождения английский врач Роберт Бертон издал первый научный труд о силе лечебной музыки. Научные исследования в области лечения посредством искусства в дальнейшем развили русские ученые И.М. Догель, И.Р. Тарханова, В.М.Бехтерев и др.
Следовательно, сама архитектура, изобразительное искусство, театр и музыка призваны были способствовать укреплению здоровья людей и совершенствованию их духовных и физических сил.
Эстетотерапия может реализовываться разнообразными средствами. 1. Музыкотерапия в терапевтических целях.
2. Имаготерапия (театротерапия).
3. Пение, через тренинги. Через песню в нервной системе человека происходит переключение состояния с депрессивного на мажорно-перспективное.
4. Рифма оказывает мощное воздействие на психику, помогает расслабиться, отвлечься или выйти на нужный эмоциональный уровень
5. Смехотерапия позволяет справиться со стрессом, победить депрессию уменьшает хронические боли, ослабляет проявление аллергических реакций.
6. Технологии декоративно-прикладного искусства для педагогов через мастер-классы.
7. Танцевально-экспрессивный тренинг.

Эстетотерапию необходимо использовать в комплексе разнообразных терапевтических приёмов и методов оздоровления с учётом определенных условий:
• системное и комплексное применение приёмов оздоровления эстетотерапии в ненавязчивой форме, учитывая логический смысл включения в различные терапевтические мероприятия;
• технологии оздоровления эстетотерапии должны тесно переплетаться для сохранения психического, физического и социального здоровья.

Существует богатый спектр различных средств эстеотерапии в форме практических занятий и различных видов тренингов, в содержании которых включаются многочисленные техники, игры и упражнения, использующие изобразительное, музыкальное, литературное, сценическое творчество, движение и танец, которые будут полезны при организации разнообразной оздоровительной работы с группами.

Одним из подходов к сохранению здоровья школьников в УДОД может стать практическое применение техник, игр и упражнений с позиции Системы Станиславского. Этот подход основан на простой мысли: как мы себя ведем, такими и становимся. Коротко говоря, мы можем стать здоровее, если научимся изображать здоровье.
Система Станиславского — кладезь мудрости не только для тех, кто живет жизнью сцены, но и для тех, кто живет на сцене жизни, — то есть для нас с вами. Станиславский открыл множество важнейших принципов физического и душевного здоровья. Больше того, он показал, как применять эти принципы на практике. Овладев приемами актерской игры, мы придем к чувствам, которые укрепят наше здоровье и изменят химизм нашего тела.
Станиславский открыл, что чувства вызываются условными рефлексами.
Для этого нужно, как обнаружил Станиславский, сосредоточиться не на самом желаемом чувстве, а на том, что ему предшествует, то есть на всем том, что происходило непосредственно перед тем, как человек испытал определенное чувство. Другими словами, Станиславский говорит: не заботьтесь о вдохновении, не заботьтесь о том, что вы чувствуете. Сосредоточьтесь на том, что предшествует чувству — на том, что вы думаете и что делаете.
Станиславский часто называл Систему «наша техника чувств». Он, как никто другой, понимал важность чувств и знал, как их вызывать.
Станиславский иногда называл систему «грамматикой актерской игры». Мы можем назвать ее также «грамматикой физического и душевного здоровья». Благодаря Станиславскому мы можем порадовать себя не только хорошей игрой артистов, но и собственным здоровьем и благополучием.
Система содержит ценные приемы для каждого, кто хочет вызвать у себя эмоции, связанные с хорошим самочувствием и здоровьем. Мы можем начать создание у себя здоровой химии с актерской игры. Будем думать и вести себя, как здоровые люди.
Система Станиславского дает новый смысл совету быть хозяином своей жизни. ОДНИМ ИЗ любимейших присловий Станиславского было «сегодня, здесь, сейчас». Актерская игра — это метафора, предлагающая новый удобный подход к проблемам здоровья, и притом подходящий для многих.
Тематика и содержание занятий строятся вокруг актёрских техник и основных аспектах театрального искусства: декорации, реквизит, костюм, сценарий, репетиция и т.д.
Суть занятий — показать аналогию между Системой и здоровьем, где предлагается медицинское решение жизненных проблем, начиная от собственного здоровья вплоть до здоровых взаимоотношений. Нужно учиться жить и поступать так, как подсказывает мудрый организм, — пусть даже если сам человек этого не ощущает. Он властен, изменить собственное настроение и перестроить «химию» организма.
Важно научит старшеклассников, как производить эндофины, которые «заведуют» положительными эмоциями, а также укрепляют иммунную систему. Для этого надо всего лишь улыбаться себе в зеркало, следить за внешностью и одеваться так, чтобы в первую очередь получать удовольствие от собственного облика. В результате школьники проходят оздоровительный курс, ничуть не менее эффективный, чем бесконечные походы к терапевту.
«Мир — театр. Будь актёром!» — в этой фразе ключ к здоровой перестройке организма. Здесь поможет и музыка, и цвет, и пение, и танец, и даже вкусная еда. Словом, всё, что доставляет удовольствие в обыденной жизни. Поскольку наше тело непосредственно связано с мозгом, именно он в ответе за наше самочувствие, и любая положительная эмоция – ещё один шаг к тому, чтобы «здоровый дух» формировал «здоровое тело».

В ходе занятий арт-терапией, музыкальной терапией, драматерапией и танцедвигательной терапией старшеклассников необходимо вовлекать в ту или иную форму творческой активности, направленную на улучшение его контакта с окружающими людьми или самим собой.
Целью проблемных и творческих заданий по применению творческой коммуникации является выражение и осознание чувств; раскрытие творческих возможностей и внутренних ресурсов личности; развитие спонтанности и способности экспериментировать с новыми формами опыта; развитие творческих способностей; оказание взаимной эмоциональной поддержки.
Для создания творческой коммуникации необходимы следующие материалы и оснащение: бумага для письма и ручки, краски, мелки, карандаши, пластилин, цветной скотч, нитки, фольга, целлофановая плёнка, старые журналы, клей, ножницы.
Музыкальный центр, аудиоцентр, различные музыкальные инструменты. Необходимо иметь также записи музыкальных произведений, передающих различные эмоциональные состояния (например: Бах, Бетховен, композиторы-импрессионисты и романтики, Малер, Шнитке, Хиндемит, Копланд, некоторые джазовые произведения, образцы этнической и ритуальной музыки, музыки в стиле эмбъент). Приведём несколько упражнений.



«Изображение звуков»

Задачи:

• актуализация, выражение и осознание чувств;
• раскрытие творческих возможностей и внутренних ресурсов личности;
• развитие спонтанности и способности экспериментировать с новыми формами опыта;
• проявление латентных потребностей и свойств личности;
• безопасное самораскрытие;
• интеграция эмоциональных, познавательных и поведенческих аспектов функционирования личности, укрепление «я»;
• развитие самодирективности и способности к принятию ответственности за свои действия;
• развитие межличностной компетентности — умения понимать и принимать окружающих и вступать с ними в конструктивное взаимодействие;
• осознание общности и различий в проблемах и опыте разных людей, достижение взаимопонимания.

Оснащение и материалы

Для выполнения данной техники необходимо иметь различные изобразительные материалы — гуашевые и акварельные краски, пастель, восковые мелки, уголь, карандаши, бумагу разных размеров.
Для создания объемных образов необходимо также иметь пластилин, глину или тесто, цветной картон, скотч, нитки, фольгу, целлофановую пленку.

Содержание

Участники группы располагаются по кругу, сидя на полу или стоя, и издают какой-нибудь звук, отражающий их состояние в данный момент. Затем они начинают свободно перемещаться в пространстве, издавая разные звуки и взаимодействуя друг с другом посредством звуков и выразительной пластики тела. Вербальный контакт при этом не допускается. Упражнение продолжается в течение нескольких минут, после чего участникам предлагается создать двухмерный или объемный образ, отражающий те чувства и ассоциации, которыми сопровождался предыдущий этап работы.

«Танец чувств»

Задачи:

• актуализация, выражение и осознание чувств в контексте группы;
• получение нового, в том числе телесного, опыта;
• развитие телесного самоосознания и укрепление «я» и личных границ интеграция эмоциональных, познавательных и поведенческих аспектов функционирования личности;
• актуализация и осознание латентных потребностей, ролей и свойств личности;
• развитие творческих способностей и способности понимать чувства других людей и «язык тела»;
• оказание взаимной эмоциональной поддержки;
• использование данной техники в группе способствует самораскрытию участников и их сближению.

Оснащение и материалы

Аудиоцентр, музыкальные записи, различные изобразительные материалы.

Содержание

Участники группы образуют пары, и ведущий включает аудиозапись, состоящую из нескольких музыкальных произведений (или их отрывков), передающих разные эмоциональные состояния. Задача одного из партнеров заключается в том, чтобы двигаться под музыку, стараясь передать в движении те состояния, которые выражает музыка. Задача другого — наблюдать за его движениями, обращая внимание на собственные чувства и ассоциации, которые вызывают движения и музыка. После завершения движения партнеры делятся впечатлениями, а затем меняются ролями и упражнение повторяется.
Обсудив впечатления от движения второго партнера, участники группы создают один или несколько плоских или объемных визуальных образов, стараясь передать в них связанные с собственным движением чувства и ассоциации. Затем происходит представление и обсуждение образов в общем круге.

«Коллективный рисунок/коллаж»

Задачи:

• актуализация, выражение и осознание чувств в контексте группы;
• развитие межличностной компетентности и навыков включения в совместную деятельность;
• осознание общности проблем и опыта и достижение взаимопонимания укрепление «я» и личных границ. Оказание взаимной эмоциональной поддержки;
• исследование собственных ценностей, потребностей и установок;
• актуализация и осознание дезадаптивных паттернов поведения и мышления в межличностных контактах, а также латентных потребностей, ролей и качеств личности;
• раскрытие творческих способностей.

Использование данной техники в группе способствует самораскрытию участников и их сближению. В некоторых случаях использование данной техники способствует актуализации и разрешению внутригрупповых конфликтов (между личностью и группой, между отдельными участниками или коалициями внутри группы).

Оснащение и материалы

Различные изобразительные материалы.

Содержание

Участникам группы предлагается создать общий рисунок или коллаж, используя при этом вырезки из журналов (изображения и тексты). В одних случаях можно предложить работать молча, в других случаях можно общаться, для того чтобы определить тему и согласовать действия. Иногда ведущий может предложить группе какую-либо тему, хотя тема может выбираться и самими участниками.
Когда рисунок или коллаж будет создан, происходит обсуждение процесса и результатов работы.

Таким образом, можно решить проблему заинтересованности школьников в собственном физическом здоровье, психологическом благополучии и приобретении практических навыков самооздоровления, что повлияет на их деятельность по сохранению и укреплению здоровья.
Предлагаемее оздоровительные подходы являются экономически малозатратны:
• на сегодняшний день каждое образовательное учреждение уже обеспечено необходимой для подобных занятий аудио-видео аппаратурой, компьютером, мультимедийным проектором;
• виды необходимых изобразительных средств могут выбираться по минимуму, исходя из своих возможностей;
• музыкальный ряд различных эпох, стилей и направлений можно приобрести, начиная со своих музыкальных архивов, заканчивая услугами Интернета;
• в отсутствии комнаты психологической разгрузки занятия могут проводиться в условиях учебного кабинета, спортивного или хореографического зала.