Как удержать талант

№ 3, 2010
Рубрика: Тема номера
Автор статьи: Мария ТРОФИМОВА
Как удержать талант

В 4 года Илья поступил в Сократовскую школу московского лицея № 1524. За годы учебы он дважды побеждал в международной межвузовской конференции «Сократовские чтения», а в 13 лет получил школьный аттестат. В тот год среди выпускников лицея его сверстников было человек 6–7. Все вместе пошли поступать в МФТИ (как правило, такие ребята держатся вместе, чтобы взрослые однокурсники не устраивали им дедовщину).
Через год Илья решил, что программа вуза для него узковата, и уехал учиться в Англию. Еще через год вернулся и пошел в МГУ изучать криптографию. А спустя пару лет его, студента, пригласили на работу в США. Там же он защитил кандидатскую диссертацию. И все это – менее чем за 5 лет, прошедшие со дня выпуска из лицея.
— Эта история типична, – говорит Татьяна Хромова, директор лицея № 1524. – У суперодаренных детей в жизни много метаний. Они хотят себя везде попробовать. И пользуются форой, образовавшейся после того, как окончили школу в 13–14 лет. У нас в каждой параллели есть класс для таких вундеркиндов. Но, например, из 460 нынешних одаренных учеников лишь у 60 человек одаренность индивидуальная. То есть это те люди, которые в будущем станут выдавать ИДЕИ. Остальные 400 человек – блестящая норма, традиционный состав многих современных лицеев и гимназий. Они и в вузе остаются собой: учеба дается им легко, поэтому, как правило, они начинают догружать себя сами –
устраиваются работать, создают фирмы. Но вот изумительные проекты, мировые имена – от них этого редко дождешься. Их дорога традиционна: кандидатская, докторская. Что, конечно, тоже прекрасно.

Происки призвания

Главная проблема одаренных детей – конфликт с окружающим миром. Причем комплексы проявляются чрезвычайно рано – в 4–5 лет. Со стороны кажется, что ребенок ведет себя неадекватно: слишком стесняется, «тормозит» или, наоборот, гиперактивный. В школах, где годами отработаны методики воспитания юных вундеркиндов, знают, как помочь. Так, в лицее № 1524 детей проводят через 5 ступеней программы «Преодоление»: рассматривают каждую из возможных критических ситуаций и учат алгоритму поведения в них.
Но таких специализированных школ сегодня ничтожно мало. И очень часто родители стараются сами уберечь своего необычного ребенка, оградить от опасностей внешнего мира. Например, переводят в экстернат. Что, безусловно, не выход. Любые дети нуждаются в социализации.

Step by step

Программа обычной школы таит много опасностей для одаренного ребенка. Во-первых, ему все слишком легко дается, он недогружен. Как следствие – нет привычки к постоянному умственному труду, скука на уроках и, наконец, потеря интереса к школьному обучению. То есть конец развития. Во-вторых, если педагог не слишком уверен в своих силах, он будет испытывать неприязнь к ученику, который в любой момент может застать его врасплох своими вопросами. Да еще и примерным поведением дети, наделенные талантами, обычно не отличаются.
Где выход из ситуации? Их несколько. И каждый имеет свои плюсы и минусы.

  1. Отдать в специализированную школу, где умеют учить одаренных детей. Но школ таких мало, и сосредоточены они в крупных городах, то есть, возможно, родителям придется бросить работу, переехать поближе к учебному заведению, снимать квартиру и т. п.
  2. «Скакать» через класс. Тут ребенку, чтобы освоить программу для старших, придется поднапрячься. При этом он может быть талантлив в математике, но слаб в каких-то иных дисциплинах. И учить их на еще более сложном уровне будет тяжело. Да и психологически адаптироваться в старшем окружении непросто.
  3. Оставить в школе все как есть, но до определенного момента помогать ребенку собственными силами.

— Самый важный период для развития умственных способностей – с 3 до 7 лет, – рассказывает заведующая лабораторией психологии одаренных детей МГППУ Виктория Юркевич. – Именно в это время решается, по какому пути развития пойдет ребенок: по пути одаренного, обыкновенного или, увы, неспособного. Это еще не фатально, но с каждым годом все определеннее. К 12–13 годам способности формируются окончательно и уже никуда не уходят. Но именно до этого времени задача самого ребенка и его родителей – превратить способности в достижения. Это непростой труд. Особенно если одаренность велика. Тут нужно научить ребенка самодисциплине, умению общаться с окружающими, преодолевать трудности. И только после 13 лет становится по-настоящему важным, чтобы и в школе считались с его способностями.

Спокойнее, мамаша!

Традиционная мечта учителей, работающих с одаренными детьми, – не иметь дело с их родителями. Причем стать страшным сном педагога несложно. Достаточно беззаветно СЛУЖИТЬ своему ребенку – именно так, с большой буквы.
Например, приходит домой юный вундеркинд и жалуется: «Меня учитель сегодня только раз спросил, а Петю – много. И теперь ему пятерку поставили, а мне нет». И вы идете в наступление: ведь для вас очевидно, что школа должна заниматься только умными – такими, как ваш – детьми.
Еще можно требовать объяснений, отчего это ребенку поставили 4, если его сосед по парте гораздо менее одарен, а получил 5? И не слушать объяснений, что нужно сравнивать ребенка с ним же, но вчерашним, и что важна динамика именно его успехов и неудач.
Или настаивать, чтобы школа шла навстречу вашему 6–7-летнему вундеркинду: пусть он изучает только физику, информатику, математику (возможны варианты), а остальные предметы сдаст как-нибудь экстерном.
— По статистике особо одаренные дети составляют лишь 0,2–0,4 % от своего поколения, – предупреждает родителей Виктория Юркевич. – И не факт, что ребенок-вундеркинд в будущем станет первым в той области, в которой он ярко одарен (скорее, наоборот – у вундеркиндов очень много личностных проблем).
Но есть и другие одаренные: это, что называется, великолепная норма. То есть роды прошли без осложнений, родители обеспечили разумное воспитание, в школу ребенок попал к хорошим учителям. В результате и получается сверхполноценная норма. Такие дети, как правило, и красивее, и здоровее остальных (чего, кстати, не скажешь о вундеркиндах). Главное – дать возможность им нормально развиваться.

Как загубить талант?

  1. Наказывать дошкольника за любую исследовательскую деятельность. Например, ругать за интерес к тому, «что там у машинки внутри». Или за попытку играть чем-нибудь кроме купленных – «настоящих» – игрушек.
  2. Не признавать способностей явно одаренного ребенка вовсе: «Подумаешь, в 5 лет сам научился читать! Да я в 3 года уже умел…»
  3. Раздражаться на его бесконечные вопросы и на каждое «Почему?» отвечать исключительно «По кочану!» (как вариант: «Отстань!» или «Перестань умничать!»)
  4. Относиться к познаниям ребенка, как к спорту: он должен знать как можно больше, чтобы было что предъявить окружающим.
  5. Объяснить первокласснику, что учеба – это его работа: «Мало ли что не хочешь! Мы вот на свою работу тоже не хотим ходить, но приходится». Требовать «пятерок» даже по тем предметам, которые не вызывают у ребенка интереса: «Ты же можешь!»
  6. Ругать первоклассника за плохие отметки (хотя его никто еще не научил учиться).
  7. Никогда не хвалить за успехи: «С твоими способностями иначе и быть не должно!»

Работа над ошибками

Можно ли реанимировать стремление к познанию? Психологи утверждают, что да. Порядок действий примерно такой. Уловите момент, когда ребенок заинтересуется чем-то в учебной программе. Похвалите его за это. То есть соедините процесс познания с радостью – связь развития способностей с положительными эмоциями подтверждена не только в психологических, но и в сугубо физиологических экспериментах. И не наказывайте за неудачи. Лучше поговорите по душам: «Ты умный, способный, просто с вниманием у тебя проблемы. Давай потренируемся?»
На самом деле всем детям очень нравится быть хорошими. А внимание действительно одно из наиболее тренируемых свойств личности.

Всему свое время

Существуют определенные периоды, в течение которых развитие тех или иных способностей идет наиболее успешно. Например, чтобы у ребенка были выдающиеся музыкальные способности, нужно, чтобы до трех лет он жил в музыкально богатой среде.
А вот особый интерес малыша к вычислениям ничего не означает. Известный математик, академик А. Н. Колмогоров уверял: ранние детские способности к счету часто угасают даже при их культивировании старшими. Это лишь эпизод возрастного развития. Истинная одаренность к математике требует качеств ума, проявляющихся в более позднем возрасте…
Вообще на направление академической одаренности обычно влияет то, что называется «жизнеопределяющие впечатления». Например, одна из выпускниц уже упомянутого лицея № 1524, поступившая в Ветеринарную академию, во время учебы в вузе написала работу, которую засчитали как кандидатскую диссертацию. Но историю нужно начинать с того, что оба родителя – медики. Причем папа – ветеринар. Дом всегда был полон животных. То есть у самих родителей были ярко выраженные познавательные интересы. И подобная атмосфера – более весомый вклад в развитие ребенка, нежели любые воспитательные меры. А если в семье главный досуг – телевизор, то и для детей, вероятнее всего, он станет любимым развлечением.

Признаки одаренности

Как определить одаренного ребенка? Лучше всего это может сделать специалист. Но можно попробовать и самому.
Ничто из стандартного «набора вундеркинда» – гигантская память, экзотические познания (например, в 4 года знает флаги всех стран), склонности к интеллектуальным концертам перед взрослыми – на самом деле признаками одаренности не является.
Верный признак тут только один – потребность в умственной работе. То есть если ваше чадо самозабвенно решает весьма трудную для его возраста задачу или запоем читает книги, предназначенные для старших классов спецшкол, скорее всего, вам повезло стать родителями одаренного ребенка. Поздравляем! Но дальше все зависит только от вас.