«Здоровый ребенок – хороший ученик»

Выдающийся философ XX века Бертран Рассел заметил: « Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет…»

Наше будущее – это наши дети. Совместная задача педагога и родителей вырастить их здоровыми, любознательными, активными, целеустремленными, компетентными людьми. Сегодня, в век информационных технологий у детей формируется недостаток, дефицит движений. Возникает проблема: как сделать, так чтобы учащиеся могли усвоить знания и избежать усталости от занятий. Созданы ли нами условия для полноценного восприятия детьми школьных знаний? Нынешние первоклассники, переступившие порог школы, совершенно не такие, какими были мы в их возрасте, или более старшее поколение. Формирование ребенка происходит в условиях быстроменяющегося мира.

Цель современной школы –это подготовка детей к жизни в мире, полном огромного объема информации. Информация для школьников и педагогов сегодня осознается, как важный педагогический ресурс. Все более очевидными становятся требования современной действительности уметь пользоваться образовательной информацией, добывать ее, воспринимать, анализировать и транслировать.

Есть волшебная палочка – выручалочка, которая поможет нам выполнить поставленные задачи. Это здоровьесберегающие образовательные технологии.

Задачей здоровьесберегающих технологий является укрепление здоровья и профилактика заболеваний, содействие правильному физическому развитию, повышение с помощью средств двигательной активности умственной работоспособности, снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику учащихся.

Как педагог начальной школы я хочу поделиться опытом, как я справляюсь с данной задачей.

Поступление в школу – один из самых важных этапов в жизни каждого ребенка. Доброжелательная атмосфера школьного коллектива помогает ребенку открыться, быстрее найти друзей, с желанием и удовольствием учиться. Создание такой обстановки и является главной задачей учителя, взявшего первоклассников. Что же мне помогает в детском коллективе поддерживать такой настрой?

Во-первых, это проведение подвижных игр на переменах. Во время игр формируются и развиваются коммуникативные навыки. Дети самостоятельно учатся запоминать и выполнять правила игры, слушать партнеров, играть в команде. Игра оказывает положительное влияние на школьника: снимается мышечное напряжение, снижается нервное напряжение. У детей, создается жизнерадостный настрой и достигается оптимальная работоспособность.

Во-вторых, ежедневное проведение физкультурных минуток во время уроков. «Островки здоровья» учат детей правильно дышать – через нос, ровно, глубоко, ритмично. На уроках литературного чтения мы также учимся правильному чередованию вдоха и выдоха, умению замедлять выдох, делать его плавным или прерывистым. Вот некоторые примеры упражнений, которые помогают нам в этом.

  • Вдох через нос – выдох через рот;
  • На одном выдохе усиливать или ослаблять звук: жужжание пчелы: Ж-Ж-Ж-Ж…; писк летающего комара: З-З-З-З…; рычание собаки: Р-Р-Р-Р-Р…;
  • На одном вдохе произнести 5 -10 звуков «ф», делая короткие промежутки между звуками: ф!— ф! — ф! …;
  • Произнести скороговорку— считалку.

Веселые минутки на уроках развивают речедвигательный аппарат ребенка, выразительность речи, творческие способности. Ребята по образцу выученных считалок сочиняют свои, которые мы все с удовольствием заучиваем. Например, сейчас мы повторим считалку Матвея, а потом Кати, а завтра Коли. В течение дня повторяются считалки всех детей.

К примеру считалка Колосковой Ольги

Раз, два, три, четыре, пять.
Мы пойдем сейчас играть.
Пять, четыре, три и два.
Веселится детвора.
Раз, два, три
Скорее догони.

Я стараюсь поддерживать в своих учениках чувство гордости, огонек желания придумать что-то новое. Так, у каждого ребенка есть творческая папка, где собираются все его успехи и достижения.

В-третьих, это тесное сотрудничество с семьей. Походы, экскурсии по родному краю, поездки сближают и учат дружить не только детей, но и родителей. В октябре прошлого года мы с детьми и родителями были на страусиной ферме. Всем очень понравились птицы и животные, которых мы увидели, покормили, подержали в руках, почувствовали их беззащитность. Красота осеннего леса также никого не оставила равнодушным. Ребята нарисовали осень, какой они ее увидели и посвятили ей свои четверостишия. Из рисунков и стихов мы оформили литературный альманах 1А класса.

Учеными установлено, что два обязательных урока физической культуры в неделю компенсирует лишь 11% двигательной активности первоклассников. Поэтому с начала учебного года с целью восполнения недостатка двигательной активности я с учениками хожу в бассейн «Старт». В настоящее время все дети умеют держаться на воде, половина ребят – тринадцать человек, плавает на глубине.

Три школьника Сазонов Захар, Гуревич Сергей и Селецкая Катя участвовали в соревнованиях «Новогодний заплыв Деда Мороза». Шесть человек попробовали свои силы в прыжках в воду под руководством тренеров Ирины и Владимира Лоскутовых.

Еженедельные занятия в бассейне воспитывают в детях дух соревнования, стремление стать лучшими, формируют навыки самообслуживания, а кроме того укрепляют мышечный корсет и детский позвоночник. Данные занятия являются добровольными, не входят в обязательный учебный план и проводятся в свободное от занятий время. Самостоятельное и творческое использование ребенком двигательного опыта в физических и подвижных играх активизирует мыслительную и эмоциональную сферу. Впервые подобные занятия начали проводиться мною с первоклассниками в 1998 г.

Согласно известной поговорке «хоть сто раз скажи слово халва, во рту слаще не станет», так и призыв к здоровому образу жизни, должен быть подкреплен конкретными действиями. Я считаю, что для осознанного внимания детей к своему здоровью, лучшим способом является личный пример. Поэтому я всегда подаю пример и детям, и родителям, и плаваю сама. Из мам и коллег я организовала группу здоровья. Более десяти лет существует эта группа, которая ежегодно пополняется новыми членами.

Установка на здоровье и здоровый образ жизни не появятся у человека сама по себе, а формируется постоянно и маленькими шажками от капельки к капельке. Мы с первоклассниками сочинили свою Азбуку Здоровья. Придумали на каждую букву слово, характеризующее здоровье. Вот, что у нас получилось.

А – активный

Б – боевой

В – веселый, волевой

Г – гордый

Д — добрый

Е – естественный

Ж – жизнерадостный

И – игривый

К – красивый

Л – любознательный

М – милый

Н – надежный

О – опрятный

П – прилежный

Р – работящий

С – самостоятельный

Т – терпеливый

У – умный

Ф – фантазер

Х – храбрый

Ц – цепкий

Ч – чистый

Ш – шустрый

Щ — щекотливый

Э – эрудированный

Ю – юркий

Я — яркий

Мы вместе учимся думать, беречь, заботиться и укреплять свое здоровье. Здоровый ребенок – хороший ученик.