Театр уж полон?

Театр уж полон?

Некоторое время назад мы с сыном пошли в театр на «Ревизора» – школьная программа добралась до Гоголя, а пьесу все-таки нужно не только читать, но и смотреть. Так вот, этот благой порыв закончился ничем: в авангардной постановке классик оказался почти неузнаваем даже для меня. А уж ребенок вообще мало что понял, глядя на Хлестакова – лысого мужчину в тулупе на голое тело, который все время норовил повиснуть вниз головой и в такой позе прокричать цитату из первоисточника.

Да здравствует классика!

С тех пор как литература не входит в разряд предметов, обязательных для сдачи экзаменов, школьники заметно расслабились. И порой игнорируют требования учителя читать произведения классиков, ограничиваясь кратким изложением содержания. В этой ситуации спектакли по школьной программе могут стать последним шансом познакомить недоросля с Гоголем, Островским и Грибоедовым.
— Практически в каждом классе дети проходят по литературе какую-нибудь пьесу. И, конечно, ее полезно увидеть со сцены, – говорит преподаватель русского языка и литературы Инна Рудова. – Но чтобы польза от просмотра была максимальной, следует соблюсти простые правила.
Для первого знакомства с пьесой нужно выбирать классические постановки. Такие, как, например, в Малом театре. Там от первоисточника не отходят ни на шаг. Кстати, спектакли, в основу которых легли повести и романы, включенные в школьную программу, также посмотреть полезно.
Прежде чем покупать билет в театр, нужно и само произведение прочитать, и об авторе побольше узнать. Потому что это позволит сформировать свое собственное видение пьесы, которое потом интересно будет сравнить с трактовкой режиссера. Это сделает восприятие спектакля более полным, даст возможность обсудить его с одноклассниками и учителем.

Выбираем соседа по креслу

С кем идти в театр – с классом, с друзьями или с родителями?
В сущности, подходят любые спутники. Главное, чтобы целью был именно спектакль, а не возможность весело пообщаться в предложенных взрослыми обстоятельствах. Наверное, каждый из нас хоть однажды, да оказался в ситуации, когда одновременно с нами в театр пришел целый школьный класс.
И получать удовольствие от игры актеров сильно мешали смешки и шорох фантиков, которые исходили со стороны юных зрителей.
— К нам действительно ходят целыми классами, – подтвердили в администрации Государственного академического Малого театра. – Школьников везут и из Москвы, и из Подмосковья. И порой это становится настоящей проблемой – дети ведут себя, увы, плохо, мешают и актерам, и другим зрителям.
Поэтому, например, на «Горе от ума» (на этот спектакль всегда настоящее паломничество) мы уже пару лет как не продаем больше 4-х билетов в одни руки.
— Мы с ребятами часто ходим в театр, – защищает своих учеников Ирина Тихомирова, классный руководитель восьмиклассников в одной из московских школ. – Но, как правило, группа не превышает 7–10 человек. Это дети, которые действительно интересуются литературой и искусством. За них мне никогда не бывает стыдно. Правда, иногда смущает их внешний вид: старые джинсы, толстовки, кроссовки. Но это, скорее, претензия к родителям. Например, когда я была ребенком, мы с мамой обязательно брали в театр сменную обувь…
А что касается театрального этикета, то мы его особенно не обсуждаем. Ведь все, наверное, знают, что во время представления нельзя разговаривать или есть-пить.

Этикет: а все-таки он существует

— Театральный этикет – это целая наука, – уверяет преподаватель курсов по этикету Наталья Козлова. – По правилам, даже выбор наряда для посещения театра зависит от того, куда именно вы идете.
Так, в оперный театр полагается надевать вечерний туалет и дорогие украшения. В драматический театр, на концерт, в филармонию допустима менее пафосная одежда, но джинсы, например, – это всегда дурной тон. Как и объемные сумки у дам. А в холодное время важно не забыть взять с собой сменную обувь.
Но определенный внешний вид – это лишь малая часть условностей, которые желательно соблюдать. Какие же правила нужно еще усвоить?

  • В театр мужчина заходит всегда первым, предъявляя билеты.
  • В гардеробе для дамы недопустимо наносить макияж – это нужно делать в дамской комнате.
  • Необходимо иметь запас времени, чтобы занять свои места до третьего звонка. Только в ложу можно входить, когда в зале погаснет свет. Если вы опоздали, следует пройти на ярусы или балкон, независимо от купленного места. Если свободных мест нет, придется постоять у двери до антракта, после которого нужно занять свои места.
  • Пробираясь на свое место, проходить следует лицом к сидящим. Если проход узкий, то сидящие должны встать.
  • Во время спектакля запрещается шуметь. Но в оперном театре после удачных арий приняты аплодисменты.
  • В случае недомогания посещение театра следует отложить, чтобы не мешать кашлем и прочими признаками нездоровья остальным зрителям.
  • Если пьеса не понравилась, можно уйти из театра, но только в антракте – до начала второго действия.
  • По окончании спектакля выходить из зала можно только после того, как актеры покинут сцену.
  • Когда принято аплодировать? После завершения последнего акта пьесы, после завершения особенно удачно сыгранной актерами арии или сцены, во время появления на сцене популярного или обладающего выдающимися талантами актера. Не принято аплодировать во время игры актеров или во время паузы, предусмотренной между отдельными частями музыкального произведения.

Привычка к хорошему

Чем раньше ребенок привыкает посещать театры и концертные залы, тем легче ему воспринимать все, в них происходящее. Детских театров – музыкальных, кукольных и драматических – сегодня немало. В репертуаре – круг чтения ребенка младшего школьного возраста: «Винни-Пух», «Кошкин дом», «Кошка, которая гуляет сама по себе». А, например, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Московского театра детской книги «Волшебная лампа» подойдет и для учащихся средней школы.
— Наша главная задача – воспитание любви к книге, – говорит PR-директор театра «Волшебная лампа» Ася Штейн. – А на этом спектакле ребенок впервые задумывается еще и о том, что у любого произведения есть автор. Ведь Пушкин – непосредственный участник действия: сказка переплетается с историей любви самого поэта и его будущей жены. В спектакле звучат строки переписки Александра Сергеевича с женой и друзьями, отрывки дневниковых записей, ответы
на непростые нравственные вопросы.
Кроме того, в нашем театре специально все устроено так, чтобы даже самые маленькие зрители чувствовали себя уютно: и зрительный зал небольшой, и сцена совсем низкая, поэтому не приходится задирать голову, чтобы разглядеть, что на ней происходит.
А что касается театрального этикета, то родители, например, обычно сами переобувают малышей перед спектаклем. Ведь отсидеть все действие в сапогах – это элементарно неудобно: жарко!

Тогда мы идем к вам!

Уже несколько лет как Московский экспериментальный театр под руководством Вячеслава Спесивцева реализует проект «Классика в классе». Идея проста: актеры сами приезжают в школу и в обычном классе играют пьесы, включенные в школьную программу. В репертуаре «Евгений Онегин», «Ревизор», «Вишневый сад», «Горе от ума», «Ромео и Джульетта»…
Особенность постановок в том, что длятся они всего 45 минут – ровно один школьный урок.
— Но при этом ни одна ключевая фраза не бывает потеряна! – уверяет старший администратор театра Ольга Дегтярева. – Мы сокращаем текст за счет описаний природы и (где это допустимо) монологов автора. Интересно, что многие актеры труппы – практически ровесники учеников. Это ребята из студии, которая существует при театре. Так, по замыслу режиссера, переживания и проблемы их персонажей оказываются более понятными для подростков-зрителей.
На каждом из таких спектаклей присутствует и сам Вячеслав Спесивцев. Он рассказывает ребятам не только о пьесе, которую им предстоит посмотреть, но и о своей театральной студии, в которую и приглашает всех желающих. Как правило, такие желающие всегда находятся, и в будущем для некоторых лицедейство становится профессией.

Сами с усами

Десять лет назад в московской школе № 1106 по-явился собственный театр «Вдохновение». За пышным названием – старания учителя русского языка и литературы Светланы Николаевны Дудник донести до учеников всю глубину и красоту классических произведений: вживаясь в образы героев пьес, школьники лучше понимают их смысл. Ведь одно дело – «проходить» Гоголя или Островского и совсем другое – вникать в характеры и проблемы персонажей пьесы, примерять их на себя.
Первым школьным спектаклем стала инсценировка сказок Пушкина. Потом были Сетон-Томпсон, Фонвизин, Гончаров… Когда ставили «Свои люди – сочтемся», сходили в Малый театр, чтобы посмотреть, как видит пьесу профессиональный режиссер. Посмотрели – и… поставили по-своему, в трагедийном ключе: «Ведь в пьесе люди обманывают других и самих себя, сами того не замечая. Какая же это комедия?» – так рассудили дети во главе с педагогом.
Сначала, выдавая в год по одному спектаклю, ни о какой иной сцене, кроме школьной, юные артисты и их учитель не мечтали. Но в 2005 году рискнули поучаствовать в городском фестивале школьных театров и имели успех! А сегодня для них и международные фестивали – дело привычное.
— Никакого кастинга на роли я не устраиваю, – говорит Светлана Николаевна. – Все, кто желает, участвуют. Поэтому в «Недоросле», например, у нас было три Простакова и два Скотинина.
При этом в каждом классе есть дети явно одаренные. Конечно, рано или поздно они вырастают, уходят, и кажется, что таких-то уж точно больше не будет. А потом приходит новый класс, и в нем обнаруживаются новые «звезды».
Спектакли здесь готовят собственными силами от и до. Те из детей, в ком проснулись художественные таланты, рисуют декорации – на обратной стороне обоев или на ватмане. Например, нынешний главный «господин оформитель» – Саша Петушков из 9 «А». А за музыкальное сопровождение спектаклей отвечает завуч Елена Юрьевна Четверикова. Костюмы для постановок обычно берут напрокат в театральных костюмерных. А репетиции проводят прямо в классе – только на генеральной занимают актовый зал.
— Мне всегда интересно наблюдать, как по-новому раскрываются дети, перевоплощаясь в героев того или иного произведения, – говорит Светлана Николаевна. – Вот сейчас мы Розова будем ставить, «Ее друзья». Эта пьеса – о настоящей дружбе. О том, как девочка почти потеряла зрение, но одноклассники не бросили ее в беде. Очень нужная и правильная пьеса с педагогической точки зрения!