Условия оздоровления воспитанников в рамках работы по формированию положительной «Я-концепции» в студии современного танца Городского Дворца Детей и Молодежи


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ № 1»

Условия оздоровления воспитанников
в рамках работы по формированию положительной «Я— концепции»
в студии современного танца
Городского Дворца Детей и Молодежи

Педагог дополнительного образования
по хореографии
высшей квалификационной категории
студии современного танца « Калейдоскоп»
Сторожук Елены Александровны

г. Набережные Челны
2010 г.

Состояние здоровья детей и подростков на сегодняшний день волнует многих специалистов. Дети в современном мире подвержены не меньшим нагрузкам, чем взрослые: тяжелые экологические условия жизни в мегаполисе, плотный учебный режим, длительное пребывание за компьютером и телевизором, неполноценное, несбалансированное питание. Все эти факторы, как правило, приводят не только к ослаблению детского организма, но и к серьезным функциональным заболеваниям. Данные статистики неутешительны. После 11 лет, проведенных за партой, дети приобретают целый букет так называемых школьных болезней. Сколиоз, гастрит и миопия уже никого не удивляют. Вернуть детям здоровье и радость жизни – наш долг.
Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов, — записано в Уставе Всемирной организации здравоохранения.
В общем понятии здоровья, имеются две неотделимые составляющие: здоровье духовное и физическое. Физическое здоровье может влиять на духовное и формировать его. Базовыми данными для познания и поддержания здоровья являются:
1. внутренняя и внешняя гармония;
2. крепость духа;
3. устремление к жизни, непрерывному развитию.
Духовный настрой организует и сплачивает воедино общую систему нашей жизнедеятельности.
Студия современного танца «Калейдоскоп» — это воспитанники от 3 до 12 лет. В этом возрасте особо важно заложить основы здорового образа жизни, приучить детей к постоянному труду над собой. Движение…Танец…Здоровье… Эти понятия неотделимы друг от друга, переходят одно в другое. Хореография, предоставляет огромные возможности для решения проблем, связанных со здоровьем детей.
В первую очередь оздоровительная работа заключается в том, что бы привлечь ребёнка к занятиям танцем — увлечь его этими занятиями — сделать такие занятия необходимыми для ребёнка — сформировать у занимающихся тягу к самостоятельным занятиям на всю жизнь. В объединении воспитанники изучают современный танец (модерн, контемпорари, стрит данс, хип-хоп, МТV, основы акробатики). Становясь крепче физически, воспитанники закаляются и морально, становятся увереннее в своих силах, что, в свою очередь, благодатно сказывается на их школьной успеваемости, об этом говорят родители воспитанников.
Немаловажным фактором занятий детей в группах танцевально — оздоровительной направленности является престижность занятий танцем, возможность достичь успеха, ярко проявить себя на конкурсах и фестивалях. Воспитанники студии неоднократно стали лауреатами, дипломантами международных, российских, республиканских конкурсов. Это неотделимо от процесса оздоровления, так как воспитанник чувствует уверенность в своих силах, берётся за дело и добивается результата во всём, он чувствует себя нужным, сильным, здоровым!
Используемая на занятиях авторская технология по формированию положительной эмоциональной «Я – концепции» является базовой в системе оздоровления воспитанников.
Она включает:
1. Мотивацию воспитанников к занятию (создание положительного эмоционального настроя);
2. Совместное планирование деятельности (осознанность планирования деятельности на занятии, каждым воспитанником);
3. рефлексия деятельности (рефлексия физического и психического состояния).
По моему мнению, можно считать, что здоровье воспитанника в норме, если:
а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;
б) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
в) в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;
г) в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
д) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Работа по формированию положительной эмоциональной «Я-концепции» на основе занятий по хореографии — направлена на формирование нравственных качеств, социализации, интеллекта, физического здоровья. В студии соблюдается правильная организация учебно-воспитательной деятельности, а именно:
1)строгая дозировка учебной нагрузки;
2) построение занятия с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;
3) соблюдение гигиенических требований (проветренный кабинет, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота); 4)благоприятный эмоциональный настрой.
Здоровье человека на 10% зависит от органов здравоохранения. На 20% от наследственного фактора. На 20% от экологических условий, на 50% от образа жизни самого человека.
Целеустремлённый, красивый, энергичный, спортивный, здоровый – это человек XXI века.
Здоровье детей – это политика нашего государства, это наше будущее, будущее нашей страны. Условия оздоровления, созданные в студии современного танца «Калейдоскоп», современны и необходимы на сегодняшний день, они постоянно усовершенствуются и обновляются.


Литература:

1. Андреев В.И.
Педагогика творческого саморазвития. – Казань, 1996 г. с. 12
2. Захарова А.В. Генезис самооценки. Автореферат.
Дис. ..доктор псих. Наук. М., 1989
3. Калинина Р. Р..: Тренинг развитая личности дошкольника:
занятия, игры, упражнения. — СПб.: Речь, 2001.
4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М. 1998.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.
6. Степанов В.А. Самооценка психических и
физических качеств будущих учителей.
Педагогика 2004, №7. – С.45-50
7. Сластенин В.А. Педагогика – 4-е изд.-М.2004 г.
8. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин.
Минск, 1998

Фото: