Классный час: «Смешно или обидно?»

В этом учебном году между классами 7 «А» и 7 «В» стали возникать конфликты, которые приводили к взаимным обидам и непониманию.
Поводом к проведению данного классного часа послужило тестирование, проведенное школьным психологом.
Тема: «Смешно или обидно?»
Цель: Прекратить конфликты между классами.
Задачи:

  1. научить детей выходить из конфликтных ситуаций цивилизованными способами;
  2. объяснить связь между особенностями характера и возможной реакцией на определенные действия;
  3. на основе литературных и исторических анекдотов показать разницу между иронией и пошлостью;
  4. дать возможность детям проявить свое отношение к данному вопросу путем выполнения творческих заданий.

Ход классного часа: Исходя из поставленных задач, используется кейс-метод.

I. Вступительное слово учителя.

В большом коллективе невозможно прожить без конфликтных ситуаций. Одной из них и посвящен наш классный час на тему: «Смешно или обидно?».
Все, конечно, знают разницу между понятиями «смешно» и «обидно». Но всегда надо учитывать следующее: что для одного смешно, для другого обидно.
Сегодня мы хотим поговорить о том, какова природа смешного, почему смешное не должно быть обидным.
Существует классическое понятие смешного – анекдот.

II. Выступление учеников с докладом «История анекдотов».

III. Анализ исторических и литературных анекдотов.

Ученики высказывают свое мнение по определенной комической ситуации и рассуждают об актуальности данных эпизодов:

1) «Английский посланник подарил Екатерине телескоп, который ей очень понравился. Придворные, желая угодить государыне, спешили наводить инструмент на небо и уверяли, что довольно ясно различают горы.
— Я вижу не только горы, но и лес, — сказал граф Львов.
— Вы возбуждаете мое любопытство, — произнесла Екатерина, поднимаясь с кресла, чтобы посмотреть.
— Торопитесь, государыня, лес рубить начали, Вы не успеете».

2) «Однажды великий физик Эйнштейн, направляясь на лекцию, разговорился с водителем такси:
— Да я ваши лекции столько раз слышал по радио, что могу не хуже вас прочесть!
Задетый Эйнштейн предложил таксисту поменяться ролями, на что последний и согласился. Придя в аудиторию, таксист действительно блестяще прочел лекцию. Когда же ему задали вопрос, он указал рукой на Эйнштейна:
— Ваш вопрос настолько прост, что на него сможет ответить даже мой шофер!»

3) «Папа Сикст V (1521-1590) однажды вызвал к себе некого доминиканца и стал распекать его за нерациональное использование средств своего монастыря. В частности он напомнил ему о том, что лет 15 назад он дал деньги в долг одному францисканцу. Провинившийся признал свою вину:
— Да, был такой грех. Францисканец оказался дрянным человеком, он меня надул.
Папа на это сказал:
— Тот францисканец – это я. Берите ваши деньги, но впредь будьте осмотрительней и никогда не давайте взаймы братии этого ордена».

4) «…Можете себе представить: они втроем достали где-то медведя, посадили с собой в карету и повезли к актрисам. Прибежала полиция их унимать. Они поймали квартального и привязали его спина со спиной к медведю и пустили медведя на Мойку; медведь плавает, а квартальный на нем.»
Л.Н.Толстой «Война и мир»

5) «Проголодавшегося медведя запрут в пустой комнате, привязав веревкою за кольцо, ввинченное в стену. Веревка была длиною почти во всю комнату, так что один только противоположный угол мог быть безопасным от нападения страшного зверя. Приводили новичка к дверям этой комнаты, нечаянно вталкивали его к медведю, двери запирались, и несчастную жертву оставляли наедине с косматым пустынником. Бедный гость, до крови оцарапанный, скоро отыскивал безопасный угол, но принужден был иногда целых три часа стоять, прижавшись к стене, и видеть, как разъяренный зверь в двух шагах от него ревел, прыгал, становился надыбы, рвался и силился до него дотянуться. Таковы были благородные увеселения русского барина!»
А.С. Пушкин « Дубровский»

IV. Демонстрация карикатур и шаржей.

Материал подобран классными руководителями и учениками.
Определяем разницу между карикатурой и шаржем. Определяем понятие «дружеский шарж». Ученики высказывают свое мнение по каждому предоставленному рисунку: смешно или обидно?

V. Творческое задание.

Ученики пробуют себя в творческих заданиях:
а) Предложить два способа («смешно» / «обидно») разрешения следующей ситуации: «Ученик у доски много ошибается – класс смеется». Работа представляет собой небольшое письменное задание.
б) Нарисовать шарж на одного из участников классного часа.

VI. Обсуждение предыдущего творческого задания.

Кому смешно? Кому обидно? От чего зависит реакция ребенка?

VII. Заключительное слово учителя.

Итак, всегда нужно помнить, кто перед тобой. Уважительное, тактичное отношение друг к другу поможет избежать конфликтных ситуаций, исключить недопонимание. Мы пришли к выводу: классические анекдоты и шаржи могут обидеть только не уверенного в себе человека. Поэтому надо воспитывать в себе самоуважение, но в то же время уважать других.

VIII. Задание на следующий классный час.

В качестве итога нашего разговора предлагаем афоризмы. Наш разговор не закончен. И мы предлагаем вам к следующему классному часу написать небольшое сочинение по одному из предложенных высказываний:

Загляни в собственную душу (Цецилий).
Не будь скор языком твоим…(Библия).
Не ссорься без причины (Библия).
Мы почитаем всех нулями, а единицами – себя (Пучик).
Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей (Дидро).