Ситуационная методика обучения. Кейс-метод

Универсальным средством выращивания интеллектуальной личности, без сомнения, является ситуационная методика обучения. Этот метод не предназначен для получения знаний по точным наукам – он рассчитан на обсуждение тех проблем, где нет однозначного ответа на познавательный вопрос. По определённым правилам разрабатывается модель конкретной жизненной ситуации. Эта модель и называется «кейсом».

Источники кейсов

Чем тупее угол, тем больше влияние соответствующего источника.


Несомненным достоинством кейс-метода является развитие системы ценностей, жизненных установок, мироощущения. Метод ситуационного обучения позволяет преодолеть сухость изложения материала: намного интереснее связать литературу с жизненной ситуацией, чем говорить прописные истины о нравственности и давать классический анализ художественных произведений.


Кейс может создавать учитель, ученики; корректнее и целесообразнее, конечно, действовать сообща. Во время урока-кейса учитель выступает в роли ведущего, генерирующего идеи и фиксирующего ответы.


Я предлагаю электронную версию урока-кейса «Он (она) ли это?» В жизни нередко встречаются ситуации, когда человек сам на себя не похож: хладнокровный вдруг становится термоядерным, участливый – безжалостным, застенчивый – решительным, наделённый властью – низменным и т.п. Каковы причины данных взрывов в жизни и характере людей и литературных героев, и является темой обсуждения.


Для сопоставления и анализа предложены следующие литературные ситуации: месть богини Геры Гераклу и Ио, отказ Сократа спасти свою жизнь («Критон» Платона), страстная любовь Демона к Тамаре, неожиданные для читателя чувства Евгения Онегина к Татьяне, погоня за Верой Печорина, отчаяние господина Н.Н. после потери Аси, внезапно вспыхнувшая любовь Квазимодо к Эсмеральде. Представлены также тематические фразеологизмы художественного и разговорного стилей.


Наверное, такой урок имеет меньший обучающий эффект, но его воспитательное воздействие огромно.

Кабачинова Ирина Владимировна,
учитель высшей категории русского языка и литературы ГОУ «СОШ №1106» ЮЗАО

Скачать электронную версию электронную версию урока-кейса «Он (она) ли это?»