«Школа самоопределения» № 734, г. Москва

№ 4, 2008
Рубрика: Лучшие школы
Автор статьи: Полина ГАВРИЛОВА

— В моей школе есть главное – нет духа раболепствия! – эти слова принадлежат первому директору Царскосельского лицея Василию Малиновскому. Их любил повторять и Александр Тубельский, основатель научно-педагогического объединения (НПО) «Школа самоопределения» № 734. Александр Наумович руководил этой школой 22 года – до последних дней своей жизни. Но и после смерти педагога его новаторские идеи живут в этих стенах.

Виват, демократия!

Здесь все живут по школьной Конституции. Она называется «Имею право» и в ней есть, например, закон «О защите чести и достоинства». Он гласит: помимо рукопри кладства, шантажа и оскорбления товарищей в школе запрещено также унижение человеком своего собственного достоинства в глазах окружающих людей. То есть появление в состоянии алкогольного опьянения, истязание животных, добровольное принятие на себя образа и функций раба («шестерки»). Есть в школе и Суд Чести. А высшим органом самоуправления является общий Сбор. На нем правом решающего голоса наделены ученики с 6-го по 11-й класс, педагоги школы и детсада, представители родителей.

— Да у вас тут просто сверхдемократия! – удивляюсь я.

— Школа самоопределения для того и существует, чтобы создать все условия для развития индивидуальности каждого из учеников. Только так ребенок сможет узнать свои возможности и определить интересы, – поясняет Вячеслав Державин, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Учение с увлечением

Чтобы развивать индивидуальность учеников, в Школе самоопределения работают десятки секций, студий и кружков. Но в первую очередь школа – это, конечно, источник знаний. А учат здесь по принципу: знания нужны не сами по себе, а для того, чтобы решить конкретные задачи. Например, в 5-м классе на уроках математики ученики превращаются в древнеегипетских писцов. Перед ними фараон ставит задачу: рассчитать натуральный налог с определенных земельных участков. Участки нужно правильно измерить, узнать их площадь. Привет, геометрия! Потом засадить различными культурами, рассчитав при этом процент всхожести и предполагаемый объем урожая. А это уже алгебра и биология впридачу: замачивая зерна по 100 штук и проращивая их, ребята изучают процентные соотношения. Потребуется и макет хранилища: значит, учимся чертить, макетировать и изготавливать развертки. А еще с 5-го по 9-й класс ребята «путешествуют во времени»: изучают школьные предметы в привязке к определенной культурно-исторической эпохе – с первобытно-общинного мира до XIX века. При этом на историю отводится не больше часов, чем обычно. Просто на всех других предметах присутствует некий «исторический» фон.

Проблемы воспитания

В этой школе и с проблемами справляются нестандартными способами. Здесь есть, например, «Доска свободной записи». К ней может подойти любой из учеников и написать все, что угодно. Так решилась проблема с надписями на стенах и партах. А еще здесь отказались от борьбы с курением: «А зачем? Это ведь бесполезно!» Поэтому вне школьных стен курить разрешено. Но при одном условии: хочешь вредить своему здоровью – принеси разрешение от родителей.

В детском царстве

Четвертый этаж. Здесь «живет» начальная школа. В одной из рекреаций – целый спортивный городок. Рядом – комната игр. Яркие пуфы, «Лего», игрушечная железная дорога и уютный гамак, в котором посетители «царства спокойствия», наигравшись, порой начинают мирно посапывать… Утверждается, что каждый ученик начальной школы может прийти сюда в любое время – даже уйти для этого с урока!

— И часто дети прогуливают занятия ради игры? – спрашиваю я Вячеслава Борисовича. Он удивленно вскидывает брови:

— Если ребенку не интересно во время занятий, это не его проблема, а учителя!

Все по-взрослому

В день моего визита в школу там полным ходом шла подготовка к игре: на три дня НПО предстояло превратиться в Тублебург – город, где дети тренируются жить, как взрослые. Уже был выбран мэр Тублебурга. Школьники составляли бизнес-планы своих «предприятий», оформляли «лицензии» на работу и «кредиты»… Потом все заработанное они смогут потратить на услуги других «фирм»: поиграть в компьютерные игры, зайти в булочную. Или же начать копить местные деньги – «тублеры», чтобы в будущем году открыть собственное «дело». А вот и первые организационные проблемы. «Мэрия» сделала спецзаказ «швейному цеху» на пошив мешков для сменки. Уже разработана тарифная сетка, обеспечено финансирование. Но что-то там не получается со сроками… В итоге, чтобы не сорвать заказ, семиклассники решают пожертвовать выходными. Кстати, за все время дискуссии я не видела равнодушных или «кислых» лиц. И ощущения «обязаловки» не было. Похоже, здесь дети честно учатся быть взрослыми.

Фото: Михаил БАЖИН