Отвращение

№ 9, 2009
Рубрика: Азбука чувств
Отвращение

Эмоции помогают нам адаптироваться в окружающем мире. Они побуждают к действию. Они придают смысл нашему существованию. Умение же понимать собственные эмоции и постижение азбуки чувств помогает человеку обрести комфорт в жизни. Ведь чувства как звезды: раз они есть – значит, это кому-нибудь нужно… В августе мы говорили о стыде как о базовом чувстве. Отвращение часто вырастает именно из чувства стыда, но в нем есть еще гнев и агрессия. Гнев побуждает нападение, а отвращение – желание избавиться от кого-то или чего-то, отгородиться, отвратить нежелательное. Биологический смысл отвращения таков: это способствующее выживанию стремление избегать контактов с заразой, не есть негодную пищу. А также сохранить собственную целостность, удерживая внутри то, что должно быть внутри (например, кровь), и снаружи – то, что должно быть снаружи (фекалии).

Выключить жалость

По сравнению с животными, чувство отвращения у человека необычайно развилось и усложнилось. И, как полагают ученые, исследующие природу эмоций, порой мешает людям относиться друг к другу по-человечески. Это, например, негативное отношение друг к другу людей различных национальностей или возрастных групп, которое используется для того, чтобы сталкивать людей между собой. Психологи из Принстонского университета установили: возбуждение отделов мозга, отвечающих за страх и отвращение, снижает активность тех отделов, которые отвечают за жалость, сочувствие и вообще за восприятие других людей как людей. Иными словами, вид грязного бродяги автоматически вызывает чувство отвращения, которое не дает нам помыслить об этом человеке как о личности, заставляя воспринимать его как «кучу мусора».

Заодно с миром

Физически отвращение приводит к замедлению пульса, к ощущению комка в горле. Лицо, застывшее в гримасе, губы поджаты, взгляд не сфокусирован, сжаты плечи и кулаки. А если предмет отвращения – ты сам? Как это получается? Ребенок совершил какой-то поступок, который неприятен его родителям. Они стыдят его день, другой, третий. Вспоминают об этом через месяц или даже через год. И тогда у маленького человека возникает чувство неловкости, а затем и отвращения к себе. Причем предметом «стыда» могут быть даже самые невинные вещи. Например, испачканные одежда или руки, выбившаяся из брюк или юбки рубашка, не расчесанные вовремя волосы или непочищенные зубы, неприбранная комната или недоделанные уроки. Постепенно возникают физическая и психическая изнашиваемость («что-то портится»), истощенность. Появляется чувство неловкости, а затем – и отвращение к себе. А потом – к окружающему миру. Формируется модель: «Я плохой – мир плохой». Возникающая в результате агрессия на весь мир может вызвать эксцентричное поведение и экстремальные поступки. Человек доведен до края, у него накопились внутри реакции, которые ему уже не подвластны. Они вынуждают его орать и драться даже с родителями, броситься с крыши или увлечься экстремальными играми, в том числе и экстремальным спортом. Так подросток чувствует себя хозяином собственной жизни: что захочу, то с ней и сделаю.

Грязно-серый цвет

На прием к психотерапевту пришли мама и папа с жалобой на то, что 10-летний сын не хочет делать уроки. После консультации папа последовал совету специалиста, и когда сынишка в очередной раз начал капризничать за уроками, предложил ему сделать перерыв и заняться чем-нибудь приятным. Сын обрадовался и попросил отца пойти во двор погонять мяч. Мальчик страшно гордился тем, что папа вместе с ним вышел во двор, к ним присоединились его приятели-соседи. Через час, уже дома, отец сделал второй шаг. Он расспросил, что для ребенка неприятного в уроках. Что-то не получается, или что-то болит, или место неудобное, или какие-то эмоции мешают сосредоточиться? Мальчик ответил, что не мог решить задачу, поскольку вовремя не выучил две предыдущих темы. Папа предложил: попросить учительницу помочь, или самому выучить сегодня одну, а завтра другую. И обязательно обсудить темы с родителями, так как в одиночку тяжело быстро все понять – необходим диалог. А затем перейти к тому, что задано теперь. Сын выбрал второе. Он успешно справился с задачей, так как папа включился в его проблемы. Однако психолог предупреждал, что вовремя не выученная тема – только верхушка айсберга… Через три дня уже мама предложила сыну вернуться к его чувствам во время уроков. Что именно испытывал мальчик, когда садился заниматься? Как оказалось – чувство стыда за то, что не оправдывает надежды родителей, отвращение к себе и желание разгромить в щепки свое рабочее место. Да и сама мама рассказала психологу, что испытывала стыд за то, что сын у нее ленивый и невоспитанный. А из-за этого – отвращение к себе за то, что она плохая мама. Психолог предложил маме и сыну нарисовать свои чувства, а потом показать друг другу рисунки. К удивлению и радости обоих, они выбрали одинаковые цвета: стыд оказался болотного цвета, отвращение – грязно-серого, а агрессия – красного. И это совпадение было как откровение: оно помогло каждому понять, что другой способен чувствовать так же! Так отвращение выполнило позитивную функцию, оградительную и для ребенка, и для родителей, и для семьи в целом. Но вовремя не подмеченное, не остановленное, оно могло углубиться и начать играть свою негативную разрушительную роль.

Включить жалость

Постоянно обращаться к таким мощным рычагам воздействия, как стыд и отвращение, опасно. От постоянного стыда ребенок может подумать, что он все не так делает, и этого уже не исправить. Это перейдет в хроническую усталость, отвращение к себе и затем – к окружающему миру, а после – и в хроническую агрессию. Что же делать, если нечто подобное вы заметили у вашего ребенка? Посмотрите на него с вниманием и заботой, попробуйте увидеть в нем усталого человечка, который, возможно, уже давно перешел предел своих возможностей и вот-вот рухнет под тяжестью невыполнимых требований. Проявите сочувствие, ласково спросите, не нуждается ли он в отдыхе. Поговорите с ним, если он идет на разговор, но сделайте паузу, если увидите, что он не в состоянии вам отвечать. Отнеситесь с уважением к его личному пространству. Поговорить можно и потом.