Московская школа «Интеллектуал»

№ 1, 2008
Рубрика: Лучшие школы
Автор статьи: Мария ТРОФИМОВА

Когда мы с фотографом вошли в кабинет Евгения Маркелова, директора школы «Интеллектуал», там решалась судьба разлапистой юкки – последнего из комнатных растений, которое еще не унесли в спальный корпус: завхоз стеснялась ее забирать, а директор настаивал.
— Озеленяетесь? – поинтересовалась я.
— Монастырь, школа и кладбище должны быть похожи на райский сад, – с уверенностью сказал в ответ Евгений Владимирович.

На необходимости открывать школы для обучения одаренных детей психологи настаивали давно. Ведь усредненные стандарты обычных школ мешают развитию их талантов.
И вот в 2003 году, по решению столичного Департамента образования, в Москве появился «Интеллектуал». Научное руководство этой школой взял на себя Московский городской психолого-педагогический университет. А многие учителя в «Интеллектуале» имеют ученые степени и являются активно действующими учеными.
— Многие дети, которые приходят к нам, можно сказать, травмированы: ведь их никто не любит, – рассказывает Евгений Маркелов. – И это понятно.
В обычной школе работа идет со скоростью самого слабого ученика. А есть ребята, которые готовы ответить на вопрос раньше, чем учитель его задал. Их обычно не спрашивают – и так ясно, что ответят правильно. Поэтому они произносят ответ вслух, срывая тем самым работу: ведь класс должен был подумать. В итоге они всех раздражают. Учителя их считают всезнайками-выскочками. Одноклассники – подлизами. Даже у родителей они не находят поддержки: «Ну, будь ты, как все!..» – обычно твердят папы и мамы. А ведь под «как все» нужно себя ломать.

В школе «Интеллектуал» учатся ребята с 5-го по 11-й класс. Вступительные экзамены состоят из 3-х этапов.
1-й тур – тест по базовому курсу математики и письменные ответы на вопросы по двум предметам из четырех-семи на выбор. Уровень этих заданий предполагает особую заинтересованность в предмете.
2-й тур – защита творческой работы. Ее выполняют дома. На доклад отводится пять минут, а потом докладчик отвечает на вопросы экспертной комиссии и других детей, защищающих свои работы. Среди возможных тем – «Причины начала эпохи великих географических открытий», или, например, «Альтернативные источники энергии».
3-й тур – пробные уроки. С понедельника по пятницу поступающие ходят на занятия так, как будто их уже приняли: знакомятся с учителями и ребятами отвечают на уроках, выполняют домашние задания. И окончательно определяются, хотят ли они здесь учиться. А учителя в это время принимают решение: взять или не взять ребенка.

Школа эта маленькая – во всех смыслах: здание и так небольшое, а еще часть его занимают арендаторы. Учеников всего 215 человек. И в спальнях откровенно тесно. Впрочем, ночевать в казенных стенах ученики не обязаны: хоть у каждого есть своя кровать, примерно треть воспитанников уезжает после занятий домой.
Для каждого школьника здесь существует свой план обучения, потому что любой предмет имеет два уровня сложности – базовый и продвинутый. И ученик вправе сам выбирать, во что ему «углубляться».
Как местные дети отдыхают после уроков? Они посещают кружки «Интересные задачи», «Робототехника». Или, например, «Тренинг речевого самовыражения». Есть в «Интеллектуале» и своя театральная студия… Словом, даже на досуге эти ребята предпочитают интеллектуальные развлечения. Но вдруг в списке дополнительных занятий замечаю «Столярное дело». Гении еще и строить умеют?!
— Ничего удивительного, – поясняет директор. – Что сами ломаем, то сами и чиним. Очень полезный кружок!

Евгений Владимирович отвечает на мои расспросы десять минут, двадцать… Все очень интересно, но чувствую: чего-то не хватает.
— Почему-то звонка с урока не слышно, – замечаю.
— Да у нас их просто нет! Зачем звонки, если всюду висят часы?
Кроме того, в этой школе нет телевизоров: «Нет и не будет! – в голосе директора сталь. – Детям смотреть телевизор вредно!»
Курить тоже, безусловно, вредно. Поэтому это еще одно (кажется, последнее) жесткое ограничение для «интеллектуалов».
Наступает момент, когда Маркелову пора уезжать по бесконечным директорским делам. И он передает нас с рук на руки ученику 10-го класса Климу Чувилину.
Климу поручено сопровождать корреспондентов в экскурсии по школе. Он полон энтузиазма, и мы, разговаривая на ходу, начинаем движение со скоростью пятнадцатилетнего юноши, который хочет всюду успеть.

Клим – школьный старожил. Он учится в гуманитарном классе (есть еще биохимический и физико-математический). При поступлении подготовил и защитил творческую работу на тему «Колонизация Марса».
— Ну и как, можно его колонизировать? – мы снисходительно улыбаемся. Клим очень серьезен:
— Смысл творческой работы в сборе информации и ее анализе.
Педагоги просто должны были убедиться, на что способен мой мозг.
Он и дальше на все вопросы отвечает серьезно, предварительно поразмыслив: «Как бы поточнее сформулировать?»
…Холл первого этажа. Двое подростков играют в пинг-понг. Вдоль стен – мягкие диваны и кресла, на которых с книгами сидят дети.
— У нас библиотека убийственно крутая! – комментирует Клим. – Я из дома принес только Роджера Желязны – у них «Хроник Амбера» почему-то не было.
Но уроки закончились еще не у всех. Класс химии. Ребята сидят в абсолютной тишине – идет контрольная. У доски – юная барышня.
— А где учитель? – нам требуется разрешение здесь фотографировать.
— Учитель – это я, – отвечает барышня.
Ну, конечно, директор же говорил, что в школе много молодых учителей:
— Это пограничный возраст – уже не студенты, но еще и не педагоги. Им с ребятами легко находить общий язык!
Притормаживаем у класса истории:
— Историки у нас шедевральные! – сообщает Клим (кстати, на кафедре истории все шесть педагогов – мужчины, среди них и кандидат исторических наук Евгений Маркелов – М.Т.). – А я вот еще и на кружок «История древнегреческого полиса» хожу: четкое представление об истории дает более трезвое мировоззрение.

В спальный корпус ребята могут зайти только после ужина, но для нас делают исключение. Этажи разделены на «мужские» и «женские». В комнатах живут по 3–4 человека.
— Наверное, трудно все время быть в коллективе?
— У нас тут правило: для уединения есть туалет. Раздражает чужое присутствие? Езжай домой! Конечно, народ может подраться, разбежаться. Но если ты с этим человеком все равно еще долго будешь общаться, надо мириться.
А я, например, как поступил в эту школу, ни разу не дрался.
…Стрелка часов приближается к двум – пора обедать. Интересно, чем кормят гениев? Оказалось, никакой особой диеты в школе не соблюдают. Меню самое обычное: рыбный суп, тушеные овощи, мясо…
Клим старается не выходить из роли добросовестного экскурсовода, но его взгляд предательски косит в сторону с аппетитом жующих товарищей. И мы прощаемся.
— В общем, если ты – настоящий «ботан» и хочешь учиться, ты здесь – в шоколаде, – говорит нам Клим напоследок. И с чувством выполненного долга отправляется обедать.

Направляясь к выходу, задерживаемся у доски объявлений: «Дамы и господа! В 16.00 в библиотеке состоится лекция В.А. Ацюковского «Современная теория эфира». Все прослушавшие лекцию получат оценку 5 по физике».
Одна из проблем, которую пришлось решать педагогам школы «Интеллектуал» – отметки: как мотивировать одаренных детей, если все отвечают на 5? Выход все же нашли: за один урок здесь, например, можно получить не одну пятерку, а 50! Еще один стимул старательно грызть гранит науки – признание среди товарищей и педагогов. Приятно ведь, когда вся школа про тебя читает: «Поздравляем победителя международной олимпиады по астрономии Андрея Никулина, получившего диплом 3-й степени. Молодец!»
А что ждет выпускников школы в будущем? Пока здесь был лишь один выпуск – 27 человек. Все они сегодня – студенты: физтех, мехмат, биофак и истфак МГУ, 1-й Медицинский, МГППУ. Говорят, выпускники года нынешнего также нацелены на отечественные вузы. И это внушает оптимизм.

Фото: Наталья ОКОРОКОВА