Самарская школа № 67

№ 6, 2007
Рубрика: Лучшие школы
Автор статьи: Анастасия ХАЛЬЗОВА

Год назад самарская школа № 67 победила в конкурсе «Лучшие школы города» в номинации «Школа здоровья», а в 2006–2007 учебном году, участвуя в конкурсном отборе общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, тоже стала победителем и получит от властей подарок – один миллион рублей. Нам стало интересно познакомиться с этим учебным заведением, и мы отправились в город на Волге.
Следуя деловому этикету, я протягиваю директору школы Вере Василь­­евне Ионовой свою визитку, а она мне в ответ – номер одного из самарских изданий за 2005 год со статьей про свое учебное заведение. Яркий журнальный разворот, фотографии улыбающихся детей, которые старательно выводят мелом на доске жизнеутверждающую фразу: «Здоровый школьник – это возможно!»
— Пару лет назад, когда вышел этот номер, – рассказывает Вера Васильевна, – про школу еще мало кто знал, хотя уже тогда мы добились серьезных результатов в профилактике различных заболеваний у детей. А теперь, после победы в конкурсе «Лучшие школы города», слава о нас распространилась далеко за пределами Самарской области. В следующем году нашему учебному заведению исполнится 40 лет. Мы рады результатам, которых добились за эти годы, но останавливаться на достигнутом не собираемся.
В Самаре школа № 67 пользуется хорошей репутацией. Данные медицинских мониторингов показывают, что дети здесь болеют гораздо реже, чем в других учебных заведениях города, а по количеству призеров различных олимпиад и конкурсов школа давно уже вышла на одно из первых мест в городе.
Я прошу Веру Васильевну рассказать о программе «Здоровый школьник – это возможно!», ведь именно благодаря ей слава о школе № 67 дошла до Москвы.
— Программа действует с 2000 года, – говорит директор. – Ее разработчики – это наши педагоги, врачи, психологи, а участники – ученики с первого по седьмой класс. Мы решили начать с младшей школы, потому что именно в этом возрасте закладывается основа будущего здоровья человека, его успешности.
Когда малыши приходят к нам в подготовительную группу, мы проводим собрание для их родителей и рассказываем о своей программе и о своих правилах. Те, кому наши условия не нравятся, отдают ребенка в другую школу. Слава богу, сегодня каждый может выбрать своим детям школу по душе.
— Какие же это правила? – спрашиваю я.
— Прежде всего, это полный пансион. Ребенок находится в школе весь день, с 8.00 до 18.00 часов. Его день расписан буквально по минутам, как у взрослого. В первой половине дня уроки, а после обеда спортивные мероприятия – футбол, баскетбол, таэквондо, спортивное ориентирование, и кружки – шахматы, изобразительное искусство, хор, вокал. Все дети в младшей школе обязательно занимаются хореографией для профилактики нарушений осанки, раз в неделю мы возим их бассейн Самарского государственного аэрокосмического университета. Зимой мы все обязательно бегаем на лыжах, летом ездим в лес.
День у нас начинается с зарядки, а на каждом уроке дети три-четыре раза делают гимнастику. В школе организована динамическая пауза (час активных занятий) между третьим и четвертым уроками.
До шести вечера в школе работают группы продленного дня. Родителям это очень нравится. Все ребята успевают сделать уроки в течение дня, поэтому дома они только отдыхают. Многие дети даже портфели оставляют в школе.
Наша программа здоровья предполагает тесное общение педагогов и врачей с родителями. Мы рассказываем им, для чего нужны те или иные процедуры, призываем правильно кормить ребенка и создавать ему условия для отдыха и учебы.
Коллектив школы работает в экспериментальном режиме, разработка здоровьесберегающих технологий продолжается, и мы с большим вниманием прислушиваемся к мнению родителей, их пожеланиям. Ведь наша общая цель – здоровье детей, их полноценное всестороннее развитие.
Я спрашиваю Веру Васильевну о результатах программы. Она достает из шкафа толстые папки с цветными схемами и диаграммами.
— Мы регулярно проводим мониторинги показателей здоровья, спортивных и образовательных достижений, следим за психологическим комфортом детей. На этих схемах наглядно представлены результаты наших исследований. Но главным показателем лично для меня является сокращение числа часто болеющих детей. Например, в четвертом классе у нас такой категории детей нет вовсе. А ведь известно, что хорошо учатся только здоровые дети.
К сожалению, не все зависит от нас. Есть ведь еще и наслед­­ст­­венные факторы, и влияние экологии, и бытовые условия… И потом, у нас школа не простая, а с углубленным изучением математики и русского языка, поэтому на ребят уже с пятого класса ложится очень большая нагрузка. Для того, чтобы компенсировать вред здоровью, и была создана наша программа. Ее отличие от аналогичных здоровьесберегающих программ в других школах города – преемственность между младшей и средней школой. После четвертого класса мы не бросаем детей на произвол судьбы. У нас и старшеклассники за своим здоровьем следят. В системе школьного самоуправления есть целый спортивный сектор и должность министра здравоохранения. Министр почти каждый месяц проводит день здоровья, в котором участвует вся школа.
Вера Васильевна знакомит нас с Мариной Петровной Дементьевой, завучем, курирующим программу «Здоровый школьник – это возможно!». Марина Петровна будет нашим экскурсоводом по школе.
В коридоре я вижу стенд с фотографиями из туристического похода. Марина Петровна и Вера Васильевна комментируют:
— Наша школа является профильной по спортивному ориентированию. У нас даже есть свой чемпион – семиклассник Никита Яблочкин, он в этом году выиграл всероссийские соревно­­вания.
Мы спускаемся на первый этаж. В холле мальчишки играют в шахматы, а девочки изучают правила дорожного движения.
— Начальная школа полностью отделена от среднего звена. Все малыши учатся на первом этаже, – говорит Марина Петровна. – А это уголок, в котором ребята занимаются после того, как сделают уроки.
Мы заходим на урок русского языка во второй класс. В классе около тридцати детей, но воздух удивительно свежий. Оказывается, учитель Марина Николаевна Левадная на каждой перемене включает лампу Чижевского для ионизации воздуха. На отдель­­ном столе мы замечаем подносы со стаканами, накрытые чистым полотенцем. Интересно, что это такое?
— В каждом классе у нас стоят бутыли с минеральной водой для питья, – рассказывает Марина Николаевна. – В зависимости от сезона, времени года и назначения врача дети получают отвар шиповника, витамины, глицин или экстракт эхинацеи. Также в классах распыляется экстракт пихты для профилактики ОРЗ и ОРВИ. Благодаря всем этим мероприятиям, мы добились значительного снижения заболеваемости.
Мы продолжаем наше путешествие по школе и заходим на урок в третий класс. Учитель первой категории Мира Федоровна
Чигина проводит с ребятами за­­рядку.
На стене висит схема – так называемый тренажер Базарнова. Ребята по стрелкам на схеме выполняют упражнения для глаз и всего тела. Такая разминка помогает снять напряжение с мышц, ее ребята повторяют на каждом уроке. В результате и настроение у детей хорошее, и усталости нет, и успехи в учебе родителей радуют.
А теперь зарядка для пальцев. Дети делают упражнения на развитие мелкой моторики и читают забавные стишки:

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Это пальчик уж заснул…
Встали пальчики. Ура!
В школу нам идти пора.

Меня удивляет, что дети с такой охотой выполняют все упражнения. Я говорю об этом директору. Вера Васильевна улыбается:
— Вот как вы думаете, зачем дети ходят в школу? Конечно, не чтобы учиться, а чтобы общаться! Мы стараемся сделать так, чтобы в процессе общения ребята и спортом занимались, и здоровье свое поправляли, да и знаний набирались. Дети это чувствуют. Им у нас очень нравится. Некоторых и в семь вечера отсюда не выгонишь. А к восьми утра все сломя голову бегут на зарядку, боятся опоздать.
Я замечаю, что все ребята одеты в красивую форму. Марина Петровна говорит, что форма – это тоже часть программы здоровья. Она дисциплинирует ребят, настраивает их на рабочий лад.
Мы заходим на урок в первый класс. Учитель первой категории Валентина Александровна Бондаренко говорит детям, что пора принимать витамины. Каждый ребенок берет свою кружечку с подноса.
В этом классе тоже есть и лампа Чижевского, и тренажер Базарнова. Валентина Александровна раздвигает шторы в классе, и мы видим оранжевую метку на стекле. Учитель просит ребят по­­смотреть сначала на метку, потом вдаль за окно, а потом на кончик собственного носа. Это упражнение – хорошая профилактика близорукости и отдых для дет­­ских глаз.
Ребята в этом классе болеют редко, успеваемость хорошая. Валентина Александровна с гордостью показывает мне тетради своих учеников. Все пишут очень ровно и чисто, и уже в широкую линейку. На полях сплошные «Молодец!», «Так держать!» и «Очень хорошо!» Оценки малышам пока не ставят, чтобы им легче было адаптироваться к школьной жизни.
Мы отправляемся на урок в четвертый класс. Занятие начинается с зарядки на массажных ковриках для ног. Ребята разуваются, встают на массажную поверхность, а их одноклассник Дима Ельчанинов проводит разминку: приседания, повороты и наклоны корпуса, легкая растяжка. Учитель Сусанна Аршавировна Крмоян говорит, что таким образом дети тренируют вестибулярный аппарат, стимулируют жизненно важные точки, расположенные на стопе, и отдыхают в течение дня.
Следующий пункт нашего путешествия – это столовая. Здесь детей кормят три раза в день: завтраком, обедом и полдником. Меню достаточно разнообразное. Дети получают и соки, и фрукты.
Повар Татьяна Афанасьевна работает в школе уже тридцать лет. Ее знает весь район, дети ее очень любят. А родителей радует, что цены в школьной столовой самые низкие по городу: завтрак стоит 15 руб., обед – 25 руб., а полд­­ник – 6 руб.
Мы заходим в спортивный зал. Ребята без учителя играют в баскетбол. Вера Васильевна улыбается:
— Это не урок и не тренировка, они так свободное время проводят. У нас вообще очень спортивная школа, спортивные ребята. Например, сегодня наша футбольная команда поехала на соревнования, завтра поедут баскетболисты.
Марина Петровна подхватывает разговор:
— Благодаря Вере Васильевне, в спортивную жизнь школы включились многие родители. Они вместе с детьми ездят на соревнования по спортивному ориентированию, ставят палатки, готовят на костре, бегают по пересеченной местности. Кстати, Вера Васильевна со своим сыном-семиклассником – постоянный участник таких походов.
Мы прощаемся, и я задаю по­­следний вопрос:
— Вера Васильевна, на что по­­тратите миллион?
— Конечно, на здоровьесберегающие технологии. Отремонтируем спортивный зал, купим тренажеры и компьютеры.

Фото: Владимир ВЫШВАНЮК