Московская школа № 1270

№ 5, 2007
Рубрика: Лучшие школы
Автор статьи: Ксения МЕЛЬНИКОВА

Московская школа № 1270 по-своему уникальна. Это единст­­венное среднее учебное заведение в нашей стране, где действует программа профилактики стоматологических заболеваний. Дети, которые здесь учатся, не знают, что такое зубная боль, и не боятся стоматологов.
Не секрет, что зубы у российских школьников болят часто. Причины этой напасти известны: неправильное питание, плохая экология, отсутствие элементарных гигиенических навыков и недостаточное внимание к проблеме со стороны родителей. Поэтому еще в 1986 году в Московском государственном медико-стоматологическом университете началась разработка программы профилактики стоматологических заболеваний у детей, а ее практическим осуществлением занялась Людмила Ивановна Лаптева, кандидат медицинских наук.
— Мы запустили эксперимент в детском саду, который находится неподалеку от школы № 1270, – рассказывает Людмила Ивановна. – В нем участвовали дети, начиная с трехлетнего возраста. Когда они пошли в первый класс, мы решили не терять их из виду и пришли в эту школу вслед за ними. Директор нас очень хорошо встретил, и мы остались здесь на целых двенадцать лет.
«Урок здоровья» в первом классе. Дети рассаживаются за парты, а врач-стоматолог показывает им мультик про Доктора Кролика. Ушастый и зубастый герой рассказывает первоклассникам об ослепительной улыбке, «кислотных монстрах», кариесе и о том, что зубы надо чистить два раза в день, утром и вечером, пастой с фтором, а при необходимости пользоваться зубной нитью. Завершается серия любимого мультфильма на оптимистичной ноте: «Не вешай нос – используй флосс!»
С Доктором Кроликом ребята встречаются несколько раз в неделю. А после просмотра мультфильма обсуждают с Людмилой Ивановной, зачем вообще нужны зубы, почему так важно их чистить и что нужно сделать для того, чтобы улыбка была ослепительной. «Уроки здоровья» длятся не больше пятнадцати минут, а результат налицо: стоматологических заболеваний в этой школе в четыре раза меньше, чем в среднем по Москве.
Следующее занятие Людмила Ивановна проводит со второклассниками. Вместе со мной на задней парте сидят студентки стоматологического и психологического факультетов МГМСУ. Здесь они проходят практику.
Школьники рассказывают все, что знают об уходе за полостью рта. У каждого в альбоме сделаны рисунки: зубные щетки всех размеров и цветов и комментарии к ним. Эти ребята любому объяснят, что гелевой зубной пастой лучше не пользоваться (у нее плохие очищающие свойства), а отбеливающей можно начинать чистить зубы не раньше 18 лет (она может повредить эмаль зубов), что ворс у детской зубной щетки должен быть не слишком жестким и что посещать стоматолога нужно обязательно два раза в год.
Пятнадцать минут истекли, у детей начинается урок русского языка, а мы спускаемся на этаж ниже, чтобы заглянуть к третье­­клашкам.
Сегодня ребята принесли из дома на занятие свои зубные щетки, чтобы показать их Людмиле Ивановне. Врач ходит по рядам и комментирует:
— У тебя щетка красивая, но ручка толстовата. А у твоей щетки слишком большая рабочая часть. Ты сам себе такую выбирал? Уверен, что тебе удобно чистить зубы?
В этом возрасте мальчишки и девчонки из школы № 1270 знают не только строение зубной щетки, но и строение зуба.
— Что находится под дентином? – спрашивает Людмила Ивановна.
— Килька! – выкривает с места девочка с косичками.
— Пульпа! – поправляет ее класс.
В четвертом классе занятия по программе профилактики стоматологических заболеваний совсем серьезные. Ребята выступают с докладами и обсуждают с врачом философский вопрос: если зубы почищены утром сразу после пробуждения, надо ли их чистить и после завтрака? Оказывается, надо.
А еще все ученики младших классов участвуют в конкурсе рисунков «Ослепительная улыбка». К концу занятий на столе у Людмилы Ивановны оказалась огромная стопка бумаги. Дети рисуют Доктора Кролика, себя и своих родителей с красивыми улыбками, всевозможные щетки, баночки с ополаскивателями для рта, коробочки с флоссами и зуб в разрезе. Скоро будут подведены итоги конкурса, и победителей наградят электрическими зуб­­ными щетками.
После уроков Людмила Ивановна рассказывает мне о программе.
— Мы работаем комплексно. Это и образовательная программа, которую вы видели, и лечебно-профилактические мероприятия, которые мы проводим в стоматологическом кабинете.
У каждого ребенка в школе есть своя зубная щетка, мы учим его правильно чистить зубы. Два раза в год все ребята проходят осмотр в стоматологическом кресле. Поскольку программа начинается с первого класса и продолжается до окончания школы, у нас с детьми очень доверительные отношения. Врачей они не боятся. В этой школе проходят практику студенты МГМСУ. Мы с ними можем любого ребенка остановить в коридоре, и он с удовольствием откроет рот и покажет свои зубы.
Старшеклассники у нас слушают лекции о средствах гигиены, заболеваниях пародонта и кариесе. Мы обязательно проводим разъяснительные беседы с родителями, с учителями. Объясняем им, как надо питаться детям, как ухаживать за полостью рта, даем свои рекомендации, проводим личные консультации.
Поскольку программа профилактики стоматологических заболеваний оказалась успешной, мы надеемся внедрить ее и в других школах.

Фото: Наталия ОКОРОКОВА