Московская школа № 1216

№ 4, 2007
Рубрика: Лучшие школы
Автор статьи: Татьяна БОГДАНОВА

Идея сделать репортаж об уроке астрономии пришла неожиданно. Сама я училась в гуманитарном классе, и считалось, что звезды нам вроде ни к чему. Поэтому мои хаотические знания долго вращались вокруг собст­­венной орбиты, ограниченной девятью планетами (пока с признанием Плутона карликом орбита не сузилась еще сильнее). Но ведь должно за десять лет что-то поменяться в образовании!

Сужающееся пространство

Оказалось, и сегодня найти школу, где астрономия дается в полном объеме, непросто. — Часы на естественно-научные предметы все уменьшаются, – объяснил Владимир Георгиевич Сурдин, старший научный сотрудник Государственного астрономического института им. Штернберга. – Оно и понятно. С прикладной точки зрения, лучше изучать электротехнику, чтобы потом починить стиральную машинку. С другой стороны, и в этом есть свой плюс. С тех пор, как астрономия исчезла из федерального и регионального компонента, школа сама решает, вводить ей этот предмет или нет. И вводят его там, где учитель действительно увлечен своим делом, а не лямку тянет. — И где же найти такого человека? — Да вот сходите в московскую школу № 1216. Там работает настоящий энтузиаст. — Учитель наш, и правда, натура увлеченная, – подтвердила директор Наталья Алексеевна Витебская. – Благодаря ему мы и сделали астрономию не факультативом, а обязательным предметом. А ведь у нас несколько лет этого предмета вообще не было в расписании. Нам казалось, что детям, углубленно изучающим французский, астрономия ни к чему. Оказалось, что они сами хотят изучать звезды (прежде чем ввести предмет, мы провели опрос среди учеников, у нас все демократично). Их Андрей Владимирович заразил.

Легенда о белом слоне

Андрей Владимирович Кириченко оказался фигурой колоритной. Высокий, худой, галстук с планетами. Этими же планетами разрисована входная дверь в класс и сам кабинет, который, как и полагается, находится на пятом этаже – поближе к крыше, точнее, к небу. На стене – большой экран, на столе – проектор, на стоящих вдоль стены партах – компьютеры, на заставке – те же планеты. — Это мой скрытый метод обучения, – улыбается Андрей Владимирович. – На каждой машине свой объект солнечной системы. И дети воленс-ноленс запоминают его вид и название. В класс стали подтягиваться 11-классники, усаживаться за парты, каждый за отдельный компьютер. Всего десять человек. — И это все ваши ученики? — Нет, конечно. У нас на астрономии класс делится пополам, как на информатике. Я сам преподаю эти дисциплины и стремлюсь дать прикладное значение компьютерным знаниям. Благодаря Интернету, ребята получают информацию из первых рук. Кстати, астрономические сайты самые посещаемые: по количеству трафика опережают даже эротику. Так что есть надежда, что астрономия не пропадет. Сегодняшняя тема урока – периферия Солнечной системы, речь, естественно, заходит все о том же пониженном в статусе Плутоне. Для ребят это давно не новость. Они привыкли оперативно узнавать новую информацию. А еще обрабатывать и классифицировать ее, составляя сводные таблицы Солнечной системы в Excel, делая самостоятельные работы. Многие ходят с учителем на лекции в Политех, выбирают астрономию в качестве выпускного экзамена. — А вам не кажется, что это лишний предмет? Могли бы потратить эти часы на подготовку к вузу, – интересуюсь у ребят. — Да нет, – серьезно отвечают они. – Во-первых, это просто интересно, нигде нет такого масштаба. А во-вторых, никогда не знаешь, что с тобой случится. Вдруг где-то на презентации зайдет речь об астрономии, вот мы и сможем поддержать разговор. — Я стремлюсь дать не столько знания, сколько картину мира, – говорит Андрей Владимирович. – По-моему, главная задача астрономии – борьба с суеверием. И сегодня, и тысячу лет назад. Посмотрите на нынешнее засилье астрологии, прогнозов, шаманства. Какой журнал ни откроешь, везде расписано будущее. К гадалкам ходит не меньше людей, чем в средние века. О чем это говорит? О невежестве, незнании основных законов устройства мира. И это после космической революции! Есть такой анекдот. Китайского мудреца как-то спросили, как устроен мир. «Это просто, – ответил он. – Плоская земля лежит на трех китах, киты – на большой черепахе, черепаха – на белом слоне». – «А на чем стоит слон?» – «На другом слоне». – «А другой?» – «Знаете, чтобы прекратить эти глупые вопросы, – там до самого низу белые слоны». Так вот, моя задача – убрать тех слонов, что до самого низу. И начинать нужно еще с младших классов. — Так ведь в начальной школе нет астрономии, – возразила я. — Где нет, а вот у нас есть, – улыбнулся Андрей Владимирович. – И это моя самая большая радость. Да вот сейчас придет третий «А». Они вам сами все расскажут.

Молодые звезды

Преподавание астрономии в младших классах стало для меня приятным сюрпризом. Конечно, в расписании такого предмета нет. Зато есть «Окружающий мир», и раз-два в месяц учительница поднимается с малышами на 5-й этаж («Бегом бежим, – уточняет Наталья Викторовна Похва­­лынская. – Так им не терпится на урок»), и начинается разговор о Солнце, планетах, звездах. — Что вы узнали нового? – спрашиваю я. И с тайной радостью учителя вижу лес рук. — Что звезды бывают красные и желтые. — Что на Марсе нашли следы воды. — А кометы видны чаще всего в августе. И их называют падающими звездами. Андрей Владимирович закрывает жалюзи, включает проектор. — Видео, видео, – перешептываются ребята. Звучит бетховенская соната, идет фильм про Луну. Малыши смотрят на экран, открыв рот: известно, что на картинки дети реагируют живее, чем на самый интересный рассказ. Мы с Натальей Викторовной, хоть и не дети, тоже смотрим не отрываясь. Потом идет бурное обсуждение. — Умеет Андрей Владимирович увлечь ребят, – говорит Наталья Викторовна. – Посмотрите, как горят глаза. С моими малышами он и сам меняется – становится мягче. А они, в свою очередь, платят ему вниманием. Ребята изучают астрономию со второго класса и увлечены по-настоящему. У многих дома есть карты неба, они смотрят передачи BBC и новости по астрономии, играют на компьютере в «Кузю в космосе». Кому-то дарят на именины «Звездную энциклопедию», кто-то смотрит с дедушкой на даче в телескоп. И почти половина класса, как на заре космической эры, мечтает стать космонавтами. Правда, с поправкой: чтобы в ракету можно было взять с собой друга и мешок конфет. А еще они четко делят свою жизнь на периоды до и после астрономии, и тот, который «до», называют «когда я был маленьким». — Когда я была маленькой, я знала, что будет конец света, но не знала, что это такое. Он наступит, когда Солнце погаснет. — Ну, это еще когда будет! Миллиарды лет пройдут. — А Солнце превратится в белого карлика. Но это только предположение. После такого рассуждения вспоминается всеобщее ожидание Апокалипсиса в 2000-м году. Наверное, мы, в отличие от этих детей, еще не повзрослели. — На своих занятиях я учу их думать и рассуждать, – говорит Андрей Владимирович. – К примеру, проходим мы восход и заход Солнца, и я спрашиваю: может ли день длиться один час? А потом объясняю, что вопрос задан некорректно, и надо уточнить, о какой части Земли идет речь. Эти навыки им потом пригодятся в жизни: тот, кто хочет обдурить, всегда задает некорректные вопросы. Чтобы их замечать, надо логически мыслить. И у них это уже получается. Что-то все-таки меняется в об разовании, подумала я, уходя из школы. И хорошо, что детям есть чему научить взрослых. Например, что лунные моря первым разглядел Галилей, а «Голубая лу­­на» – это не песня, а удивительное явление, при котором полнолуние бывает дважды в месяц.

Фото: Михаил БАЖИН,Наталья ОКОРОКОВА