Школа-детский сад № 53 «Елочка», г. Тамбов

№ 1, 2007
Рубрика: Лучшие школы
Автор статьи: Гала СВЕЧКОПАЛОВА

В Тамбовской школе здоровья «Елочка» дети ежедневно занимаются гимнастикой, не выходя из-за парты. Школа-детский сад № 53 «Елочка» в городе Тамбове – необычное учебное заведение. Здесь реализуется программа «непрерывного обучения», то есть школа и детский сад объединены под одной крышей. Поэтому дети, выросшие из детсадовского возраста, авто­­матически попадают в школу и остаются с теми же учителями, в том же здании и с теми же ребятами, что делает процесс их обучения непрерывным.

За парту без стресса

На крыльце школы вкусно пахло настоящей детсадовской едой. Как только мы вошли в здание, где нас встречала директор Светлана Викторовна Любимова, поразила тишина, царившая в коридорах. Правда, спокойствие длилось недолго. Прозвенел звонок, и мимо нас вихрем пролетела шумная толпа ребят, которые спешили на утреннюю гимнастику. «Елочка» объединила в своих стенах и школу, и детский сад. С трех лет дети посещают садик, а потом из старшей группы переходят в первый класс и продолжают учиться здесь же. А значит, первоклашки без стресса садятся за школьную парту. Здесь их холят и лелеют до четвертого класса. Как говорит директор, единая школьно-детсадовская система помогает наиболее эффективно использовать разные образовательные методики. Благо ребятишкам есть где развернуться. У каждого класса – свой кабинет, игровая комната, раздевалка и мини-столовая. Интерьер каждого класса продумывает педагог с учетом состава учеников. Тут и разные дидактические игры, и мебель, растущая вместе с ребенком. Кроме того, начальная школа-детсад «Елочка» стала экспериментальной площадкой в рамках программы «Школа здоровья». Эта программа была разработана под руководством С.Д. Антонюка, доцента кафедры медико-биологических основ физического воспитания ТГУ им. Г.Р. Державина. Чтобы воспитать здорового ребенка, в школе с ним работают одновременно и педагоги, и психологи, и врачи. К примеру, если школьник плохо произносит отдельные звуки, логопед непременно сообщает учителям об особенностях ребенка и о том, как лучше с ним работать. И так здесь занимаются с каждым учеником и детсадовцем независимо от уровня его подготовки и успеваемости. «Все преподаватели ориентированы на единый результат. У нас психологи работают в компании с воспитателями физкультуры, а логопеды с преподавателями ритмики», – пояснила Наталья Васильевна Агабабян, замдиректора по учебно-воспитательной работе.

«Мозговая гимнастика»

Кстати, все таблички, с которыми работают дети в классе, подвешены к потолку на специальных коромыслах по методике В.Базарного, чтобы дети не засиживались в одном положении и не смотрели долго в одну точку. На уроки математики ребята прибегают с удовольствием. Еще бы! Ведь урок проходит в форме турнира! Учитель делит четвероклашек на «крестиков» и «ноликов», и турнир начинается. «Положим руки на плечи соседу и пожелаем ему победы», – обращается к детям учитель Валентина Ивановна Пипенкина. И понеслось: дроби, проценты, числители… «Не забывайте, что спинки у нас прямые», – в течение всего урока неустанно повторяет Валентина Ивановна. Кстати, все таблички, с которыми работают дети в классе, подвешены к потолку на специальных коромыслах по методике В.Базарного, чтобы дети не засиживались в одном положении и не смотрели долго в одну точку. Методика используется уже давно, благодаря ей процент заболеваемости остеохондрозом у ребят снижается. Учитель не успел задать вопрос, а у Максима Татаринцева уже готов ответ. И всегда правильный! Самый маленький по росту в классе, зато самый смекалистый. Успехи у Максима по всем предметам выдающиеся, разве что на физкультминутках ленится. «Мозговая» гимнастика!» – объявляет учитель. Все дети встают и выполняют упражнения: наклоны головы, «ленивые восьмерки», которые они старательно выписывают в воздухе руками, «маятник». Это лишь один из вариантов физкультминутки. Движение на любом уроке – обязательное условие комплексной программы «Школа здоровья». Размяв руки и шею, ребята начинают приседать. И приседают столько раз, сколько требует ответ решенной на доске задачи. В школе № 53 учатся дети с разными способностями, здесь есть и победители олимпиад, и те, кто еле дотягивает до тройки. Есть в школе дети из неблагополучных семей, сироты. Но главное, что все они чувствуют себя единым сплоченным коллективом с самого первого дня занятий. И вот почему…

Всем классом в поход

Каждый год в конце августа будущие первоклашки отправляются в поход на 2–4 дня. Хоро-шая проверка на выдержку и умение налаживать отношения в коллективе. После такой мини-школы выживания ребята начинают дружить, помогать друг другу и в каждодневной школьной жизни. «Опыт показывает, что 1 сентября дети без страха приходят в класс одной командой, сплоченной и дружной. Тут уже определен лидер, и первоклашки понимают, чего ожидать друг от друга», – считает директор школы Светлана Викторовна Любимова. Лешу Рыльцева в школу № 53 привел папа. Перед традиционным походом первоклашек Леша рыдал. А ведь и не скажешь, глядя теперь на высокого и подтянутого Алексея, что когда-то он был таким трусишкой. «Я помню, как его отец возил сына в багажнике во время похода, потому что в салоне было еще 10 ребят!» – смеется Светлана Викторовна. Сейчас Леша самый спортивный в классе и на физкультуре переплюнет любого.

Вместо уколов и горчичников

На занятиях ребят не перегружают. К чему? С домашним заданием школьники справляются за пару часов. «Мы после уроков успеваем даже поиграть в футбол, шахматы, сходить на бокс, позаниматься музыкой», – тараторят наперебой школьники. Такое разнообразие просто не позволяет ребятам сдаться простуде или гриппу. Когда на уроках интересно, пропускать их не хочется. Директор рассказала такой случай: когда в класс пришли медики, чтобы взять мазок из горла, то простуженных в классе не оказалось. Врачи были потрясены, когда ребята выбегали из класса с радостными возгласами, что они здоровы и смогут завтра прийти на математику! Неудивительно, что медицинского кабинета здесь дети совсем не боятся, даже если приболеют. Ведь вместо уколов и горчичников ребят лечат фито— и витаминотерапией. Хотя без прививок, конечно, тоже не обходится… На каждого ребенка в школе заводят «паспорт здоровья», в который записываются не только прививки и перенесенные им болезни, но и индивидуальные особенности ребенка. Так педагоги и врачи на протяжении всего времени обучения отслеживают физическое и психологическое состояние детей.

«Ласточка» под лампой Чижевского

Урок лечебной физкультуры проходит в маленьком спортзале. Ученики 2-го класса в специально сшитой для них форме дружно строятся в шеренгу. «Ровняйсь! Смирно! В обход по залу шагом марш!» – задает темп Ольга Николаевна Овчинникова, преподаватель физкультуры, которая выводит «Елочку» на первые места всевозможных спартакиад. Дев­­чонки делают гимнастику, лежа на коврике, крутят обруч и стойко выполняют упражнение «ласточка». «Держим уголок!» – подбадривает воспитанниц Ольга Николаевна. Чтобы физкультура была по-настоящему полезной, в зале висит люстра Чижевского, которая ионизирует воздух перед каждым занятием. Во второй половине занятия школьницы бегут в небольшой тренажерный зал. Беговая дорожка, велотренажер, шведская стенка, кольца, канат – все тут оказывается при деле.

«Ключик» к сердцу школяров

Пожалуй, самые загадочные и притягательные для ребятни занятия проходят в кабинете психолога. Екатерина Николаевна Назарова работает с детьми как индивидуально, так и в группах. Занятия проходят в виде игры, психодраматических тренингов и сказкотерапии. «Дети ко мне приходят разные. Есть и агрессивные, и обидчивые, и слишком эмоциональные», – говорит Екатерина Николаевна. Но к сердцу каждого у психолога есть свой «ключик». Из ее кабинета ребят порой приходится выталкивать силой. Вдобавок Екатерина Назарова занимается с группой адаптации – детишками от 8 месяцев до двух с половиной лет, которых готовят к детскому саду и школе. Малыши приходят на занятия вместе с родителями, чтобы получить первый опыт социализации, психологический настрой перед тем, как в первый раз в своей жизни прийти в детский сад, а затем сесть за школьную парту. В прошлом году в группе адаптации занимались двадцать детей, в этом году их уже больше пятидесяти. «А почему у вас такой неразборчивый почерк? – увидев мои каракули, сделанные наспех в блокноте, спросила Екатерина Николаевна. – Понятно, вас переучивали писать правой рукой, – догадалась психолог. – Это вредно, и уже в зрелом возрасте может стать причиной излишней эмоциональности и тревожности». Психолог рассказала, что в третьем классе учатся два левши. У них отдельный стол, свет, как и положено, падает справа. А когда оба леворуких ребенка были в первом классе, учительница брала мел в левую руку и показывала им, как правильно писать.

Рэп с зонтиками

Особая страсть здешних ребят – народные инструменты. Ученики даже организовали народный оркестр. Культура музыки и пения помогает в творческом развитии личности, учит любить прекрасное, учит сопереживанию. А здоровые эмоции – один из компонентов в воспитании здоровой и гармоничной личности. Еще одно увлечение здешних ребятишек – логоритмика, которая сочетает в себе ритмику и занятия с логопедом. Получается замечательная тренировка речи в движении: школьники делают «па» и одновременно проговаривают скороговорку. Развивается и дыхательная система, и речевой аппарат, и координация движений. А еще во время музыки можно помечтать – придумать образы, движения и даже новый танец, например, рэп с зонтиками. Кстати, о мечтах. У директора школы-детского сада № 53 «Елочка» они тоже есть. Светлана Викторовна мечтает открыть при школе бассейн, построить стадион и заасфальтировать дорожки для бега. Администрация Тамбова к лету обещала воплотить мечты директора. Школа «Елочка» переполнена детьми. Уже на следующий год укомплектованы первые классы по 30 человек. После «Елочки» большинство ребят идут в физико-математический лицей № 14. «Про наших детей говорят, что они главные спортсмены и большие театралы. При этом их средний балл успеваемости 4,8», – с гордостью за своих учеников говорит директор.

Источник здоровья

Важнейшей составляющей деятельности «Школы здоровья» является изменение предметной среды и интерьера образовательного учреждения. Цель – сформировать модель здорового образа жизни. «Школа здоровья» – это изостудия, экологическая комната, кабинет психологической разгрузки, игровые площадки, фитомодули, кабинет ЛФК, стадион, тренажерный зал. Все подчинено главной идее: учреждение, в котором находится ребенок, должно быть источником здоровья. По данным исследований, после трех лет деятельности «Школы здоровья» в лучшую сторону изменились социальный и психологический климат, произошла смена ценностных установок педагогов и родителей. Наряду с заметным улучшением состояния здоровья детей изменился и статус начальной школы-детского сада № 53 «Елочка», и у других дошкольных образовательных учреждений города появилось желание работать с использованием опыта и идеологии «Школы здоровья».