Санаторно-лесная школа № 3

№ 2, 2007
Рубрика: Лучшие школы
Автор статьи: Анастасия ХАЛЬЗОВА

Диетическое пятиразовое питание, строгий режим дня, специальная терапия и чистый, настоянный на соснах, клязьменский воздух, который, говорят, творит чудеса – вот основа здешнего учебного процесса. В этой школе ребята не только учатся. Здесь они живут по несколько месяцев, чтобы вернуться домой отдохнувшими, с хорошими оценками по всем предметам и без аллергии.
О санаторно-лесной школе № 3 мы узнали из объявления. Напечатанное крупными буквами и приклеенное на дверь кабинета обычного районного педиатра, оно гласило: «В санаторно-лесную школу № 3 на третью учебную четверть приглашаются ученики 4, 5 и 6 классов с хроническими аллергическими заболеваниями кожи. Школа находится в экологически чистой лесной зоне. Полный пансион. Обучение и лечение бесплатно».
В этих четырех предложениях многое казалось странным. И возможность отправить часто болеющего ребенка в санаторий в середине учебного года, и сам факт существования школы, где не только учат математике и иностранному языку, но и лечат от надоедливой аллергии. Но особенно удивляло слово «бесплатно». В тот же день мы позвонили по телефону, указанному в объявлении. Директор школы Лидия Михайловна Рычкова обрадовалась звонку, согласилась ответить на все вопросы и пригласила в гости.
Сорок минут на электричке от Москвы до поселка Клязьма и еще пятнадцать минут пешком от станции до улицы Лермонтовская – столько времени заняла дорога. По московским меркам, совсем немного. Здесь в престижном дачном районе, славящемся своим чистым воздухом и роскошными мачтовыми соснами, стоит трехэтажное кирпичное здание единственной в России школы для часто болеющих детей и детей с аллергиче­­скими заболеваниями.
Во дворе – баскетбольная площадка, качели из канатов и турники. На крыльце встречает добродушная лохматая псина. Живет здесь неподалеку и приходит к школе в надежде получить угощение и поиграть с ребятами.
В школе перемена. Гул, крик и беготня в коридоре кого угодно заставили бы усомниться в том, что здесь живут и учатся больные дети.
— Да никакие они у нас не больные. Правильное питание, физкультура и свежий воздух лечат лучше любых микстур, – говорит директор школы Лидия Михайловна.
Но вот звенит звонок. Ребята расходятся по классам, и мы, наконец, можем осмотреться. Стены в коридоре выкрашены в розовый цвет и украшены кусочками зеркала, дверные проемы позолочены… Лидия Михайловна видит мое удивление:
— Когда год назад я пришла работать в эту школу, стены в коридорах были серо-зелеными, как в министерствах совет­­ских времен. Вот мы с коллегами и решили сделать ремонт: из­­вестно, что красивый интерьер соз­­дает хорошее настроение и благоприятно влияет на развитие детей. Надеюсь, что теперь ребятам у нас комфортно, как дома, ведь многие из них живут здесь месяцами.
Заглядываем в ближайший класс. У четвероклашек урок русского языка, но ребята, пользуясь паузой, с удоволь­­ствием демонстрируют нам яркие коробки, похожие на наборы для настольной игры. Серьезная Ася говорит, что это новые игровые пособия по математике и географии. Похоже, ребятам они очень нравятся.
В классе двенадцать человек, поэтому учитель Людмила Ивановна Манейлова на уроке может уделить достаточно внимания каждому ребенку. Я спрашиваю у директора, сколько детей в других классах.
— Школа небольшая, она рассчитана на 64 человека, но сейчас здесь учится 57 ребят. У нас четыре класса: один четвертый, один пятый и два шестых. Максимальное количество детей в группе – 16 человек. Было бы хорошо, если бы в нашу школу приходили ребята с первого по четвертый класс: в это время они особенно подвержены аллергическим реакциям. А ведь доказано, что если вовремя начать лечить эти заболевания, они не перейдут в разряд хронических. Но пока набрать детей младшего школьного возраста нам не удается, ведь родители боятся надолго отпускать малышей из дома.
Наша экскурсия по школе продолжается. В коридоре читаем расписание занятий и довольно строгий распорядок дня.
— У вас такое же количество уроков как в обычной школе? – спрашиваю я у Лидии Михайловны.
— Расписание уроков у нас щадящее, но оно полностью соответствует базисному учебному плану, утвержденно­­му Московским Институтом Открытого Образования. Часто родители боятся, что ребенок, находясь в санаторной школе, что-нибудь пропустит и отстанет от одноклассников. Напрасно. У нас очень хорошие педагоги, которые готовы заниматься с учеником по индивидуальной программе. Например, раньше у нас был один иност­­ранный язык – английский. Но в этом году к нам пришли дети с немецким языком. Как же можно было отказать им в лечении? Пришлось срочно искать учителя. И теперь в нашей школе преподается и англий­­ский, и немецкий.
— А время для отдыха и развлечений предусмотрено?
— Развлечений у нас много, на каждый вечер запланировано какое-нибудь мероприятие: просмотр фильма, литературная гостиная, игры, конкурсы, кружки, дискотеки… Несколько раз в год мы устраиваем праздники с конкурсами красоты, рыцар­­скими турнирами, спортивными состязаниями. Кстати, о спорте. У шестого класса как раз сейчас урок физкультуры. Пойдемте посмотрим!
По дороге Лидия Михайловна объясняет, что спортзала в школе пока нет. Перед уроком физкультуры учитель освобождает актовый зал, устанавливает в нем спортивные снаряды и стелит маты.
В этот раз ребята сдают нормативы по прыжкам через козла. Валентина Петровна Кольцова ставит оценки в журнал. Почти у всех ребят пятерки.
А мы продолжаем знакомство со школой. Директор показывает процедурный кабинет. На больничный он совсем не похож: цветные занавески, перегородка из цветного стекла, пара мягких игрушек.
— Для нас здоровье детей на первом месте, – говорит Лидия Михайловна. – Мы купили новое медицинское оборудование, пригласили на работу высоко квалифицированный персонал. Медицинская сестра выполняет предписания лечащего врача каждого ребенка и проводит процедуры: ингаляции, физиотерапию, электросон, ультратон, массаж. Кроме того, в школе все ребята получают кислородные коктейли, отвар шиповника и чеснок, благодаря которому у нас в этом году никто не болел ни гриппом, ни простудой.
В соседней комнате мы видим самый настоящий солярий, как в салоне красоты.
— Детям очень не хватает солнца, особенно в такую зиму, как в этом году. А ведь многие кожные заболевания на солнышке проходят сами собой. Поэтому мы решили приобрести солярий. Правда, пока солнечные процедуры мы никому не назначаем. Надо проконсультироваться со специалистами, взвесить все за и против.
Мы в столовой. Изучаем меню.Сегодня на обед салат «Витаминный», суп геркулесовый с мясом, бефстроганов из печени в сметанном соусе, компот из сухофруктов и ржаной хлеб. Ребята уплетают за обе щеки. Оказывается, диетическая еда может быть очень вкусной.
— Питанию в нашей школе уделяется тоже очень большое внимание. Если бы вы знали, чего нам стоит отучить школьника от колы, чипсов, шоколада, мандаринов! – говорит Лидия Михайловна. – Ведь аллергикам все это нельзя. Это одна из причин, почему мы неохотно разрешаем родителям забирать детей из школы домой до окончания лечения. Посудите сами, здесь у ребенка проходит сыпь и другие аллергические реакции, а папа и мама, соскучившись по своему чаду, забирают его домой и начинают баловать сладостями, цитрусовыми, чипсами… Понятно, что после таких выходных все возвращается на круги своя. Я понимаю, что родителям трудно расставаться с ребенком надолго, особенно, если он раньше никуда не уезжал. Да и детям бывает тяжело. Но санаторный режим – это особый режим, и взрослые должны это понимать. Конечно, бывают уважительные причины: семейные праздники и торжества или необходимость показать ребенка лечащему врачу… В этих случаях мы идем навстречу семье, а на родительских собраниях объясняем взрослым, что если набраться терпения, соблюдать диету и вести правильный образ жизни, одного курса лечения будет достаточно, чтобы школьник забыл об аллергии на несколько лет. Главное – научить его внимательно и ответственно относиться к своему здоровью.
После столовой мы поднимаемся на третий этаж. Лидия Михайловна показывает спальни. Комнаты по-домашнему уютные, чистые, прибранные.
— Но дети есть дети, – улыбается директор, увидев на чьем-то стуле смятые джинсы. – То вещи остаются неубранными, то из игрушечных наборов теряются фигурки. Поэтому мы просим родителей, чтобы они не давали детям с собой деньги и мобильные телефоны. Воровства у нас не бывает, но ребенок может потерять ценные вещи во время прогулки. Дети у нас ни в чем не нуждаются: медикаменты, питание, поездки и экскурсии – за счет школы. А позвонить домой ребенок может в любое время по городскому телефону и таксофону.
Следующий пункт нашего путешествия по школе – кабинет психологической разгрузки, который здесь называется сенсорной комнатой. Психолог Татьяна Алексеевна Галкина показывает кресло с особым наполнителем, в котором ребенок может принять удобную ему позу, панно с цветовыми эффектами, аппарат для ароматерапии. Потом мы говорим об основных психологических проблемах часто болеющих детей.
— Они легко возбудимы, плаксивы, агрессивны. Но когда ребята чувствуют внимание к себе, они становятся более спокойными, и мы быст­­ро находим общий язык, – говорит Татьяна Алексеевна. – У нас детям не нравится только две вещи: что дискотека заканчивается слишком рано и что приходится спать днем.
Мы выходим из школы на прогулку, и я спрашиваю у директора:
— Вы не боитесь, что я напишу про вашу школу, а у вас здесь очередь выстроится?
— Я об этом мечтаю! Мы работаем по учебным четвертям. Ребенок побыл у нас одну четверть и вернулся домой здоровым, а на его место приехал другой. Летом школа работает в три смены, как оздоровительный лагерь. Так что мы можем принять очень многих детей. Но каждый раз в ноябре, когда у нас начинается учебный год, возникают трудности с набором детей. Очевидно, информация о санаторно-лесной школе не доходит до родителей, хотя мы распространяем рекламки в школах Москвы и в муниципальных отделах социальной защиты. А ведь попасть к нам просто. Родителям мо­­сковских школьников для этого достаточно получить направление от районного или участкового педиатра.
И если перед воротами нашей школы выстроится очередь, и я, и весь наш педагогический коллектив будем очень рады. Фото: Михаил БАЖИН