Как хорошо уметь читать

Как хорошо уметь читать

Учить малышей грамоте теперь начинают едва ли не с двух-трех лет. Но к семи-восьми годам эти же дети отказываются от книг в пользу телеэкрана и монитора. Парадокс? Оказывается, ничего парадоксального. Мы сами отваживаем детей от чтения и даже не замечаем этого.
Недавно меня пригласили на новоселье. Хозяйка, мама двух умненьких мальчишек семи и десяти лет, гордо демонстрировала гостям чудеса дизайна и сантехники. Мы дружно восхищались. Но при этом явно чего-то не хватало.
— А где же твои книги? – осознала я потерю.
— К маме отвезла! Чего лишнюю пыль разводить? Да и места для стеллажей нет.

Печально, но факт…

Похоже, мы безнадежно потеряли титул «самая читающая страна в мире». Статистика буквально вопиет: лишь у одного из пяти россиян есть дома хотя бы 100 книг, а у 16 % их нет вовсе. При этом печатная продукция стремительно дорожает, а библиотеки во многих регионах годами не комплектуются новыми поступлениями.
— Судя по нашим исследованиям, – констатирует Вера Чудинова, заведущая отделом социологических исследований Российской детской библиотеки, – в подростковом возрасте читательский мотив «интересно» сменяется на стимул «школьное задание».
В результате желание читать пропадает, а выбор книг становится случайным. Так, большинство опрошенных подростков среди известных им писателей не назвали ни Джека Лондона, ни Конан Дойля, ни Марка Твена. Зато их чтиво – детективы Донцовой, дешевые глянцевые журналы… Особенно остро эта проблема стоит в провинции.

Что тут хорошего?

А может, все правильно? Может, в наше время, когда любую информацию (в том числе и тексты художественных произведений) легко получить из Интернета, бумажные книги просто никому не нужны?
— Нужны! – отметает мои сомнения Жанна Шопина, доцент кафедры проектирующей психологии Института психологии им. Выготского РГГУ.
— Существуют два вида чтения: техническое – для поиска информации, и литературное – то, которое позволяет получить удовольствие, а заодно приобщиться к культуре. Ведь книга – это тоже произведение искусства.
Чтение книги, в отличие, например, от просмотра ТВ-программы, развивает мышление и воображение: позволяет визуализировать содержание.
Поэтому, кстати, всегда лучше сначала прочитать книгу, а уже потом посмотреть по ней фильм. Когда читаешь, самостоятельно создаешь образы, а кино дает готовые клише.
А еще мы читаем, чтобы сопереживать. Неслучайно у каждого ребенка есть любимая книжка, которую он сам или родители перечитывают ему снова и снова. Порой и сюжет незамысловат, и картинки так себе, а он возвращается к ней. Потому что его цепляют слова, которые нашел автор (или переводчик), он находит в ней знакомые эмоции и ситуации.
Более того: чтение повышает грамотность!
Но налицо парадокс. Все родители теоретически хотят, чтобы дети были начитанными, и при этом далеко не все стараются в этом направлении. И если дома нет книг, а за информацией папа с мамой обращаются к Интернету, откуда ребенку знать, что есть энциклопедии, словари и т. п.? Это все равно как приказать чаду: «Люби животных!» – но так и не завести дома собаку.

Хочет, но не может?

Чтение далеко не всем дается легко, и часто отчаянная борьба ребенка с собой принимается взрослыми за банальную лень.
— Ведь чтение – это очень сложный психологический процесс, – говорит логопед Ольга Ковалевская. – Нужно увидеть букву, опознать ее, а потом назвать.
Не всем детям это под силу – например, тем, кто страдает дислексией. На одном из этапов процесса чтения у дислексика происходит сбой. И в итоге, когда нужно, например, прочитать «Маша», он читает «Шама» (переставляет слоги). Или «Маса» (не дифференцирует шипящие и свистящие звуки). Или «Мама» (уподобляет слоги). Неудивительно, что, все-таки прочитав предложение, он очень часто не понимает его смысл.
В разных странах дислексией страдают от 5 до 15 % населения, преимущественно мужчины. Но в Европе к проблеме относятся очень серьезно – например, разрешают дислексикам сдавать все экзамены в устной форме, дают больше времени на то, чтобы прочитать текст и т. п. В России же, если в школе нет логопеда, который поставит диагноз и окажет профессиональную помощь, на ребенке с дислексией просто ставят крест: «ленивый», «неспособный» и т. д. Особенно легко такие ярлыки лепят на проверке скорости чтения. Хотя с точки зрения логопедии и просто здравого смысла проверка эта вредна. Мы ведь читаем не для того, чтобы куда-то успеть, а ради смысла текста.
Важный момент: предрасположенность к дислексии передается по наследству. Правда, родители часто и не подозревают, что сами страдают этим расстройством – в их детстве такой диагноз просто не ставили. Вот и ходят семейные легенды: «Наш дедушка был та-аким безграмотным!», «Папа в школе та-ак плохо учился и никогда не любил читать!»
А еще в зоне риска леворукие дети и те, кому уже в дошкольном возрасте ставили речевые диагнозы: дислалия, дизатрия и т. п.
Задача родителей – адаптировать ребенка-дислексика к нормальной жизни. Для этого потребуется помощь логопеда и психоневролога плюс, вероятнее всего, лекарственная терапия.
К сожалению, очень часто направление к логопеду (а уж тем более к психоневрологу!) мамы и папы встречают в штыки: «Мой ребенок нормальный!» Или отмахиваются: «С возрастом само пройдет!» И тем самым очень осложняют жизнь своему чаду.

Короткое яблоко – враг книгочея

А еще причиной нелюбви к чтению вполне могут стать проблемы со зрением.
— Дело в том, что если у ребенка дальнозоркость, – говорит детский офтальмохирург, доктор медицинских наук Игорь Азнаурян, – то при зрительной нагрузке вблизи его глаза напрягаются в несколько раз больше нормы. Иначе изображение не будет четким. Из-за такого напряжения у ребенка возникают так называемые астенопические жалобы: быстрая утомляемость, головные боли. И все это, естественно, провоцирует подсознательное желание не учиться, не читать и т. д.
При дальнозоркости у детей глазное яблоко короче нормы, поэтому после преломления лучей фокус находится за сетчаткой, на глазном дне при этом формируется нечеткое размытое изображение. Дальнозоркостью различной степени страдают от 2 до 5 % детей школьного возраста. Очень часто детская дальнозоркость приводит к снижению остроты зрения, развитию амблиопии и сходящегося косоглазия. Но проблему можно решить, если правильно подобрать очки и заняться лечением.

Пять шагов к любви

Как в век ТВ, Интернета и компьютерных игр приучить свое чадо любить художественную литературу вообще и бумажные книги в частности?

Шаг 1. Читайте ребенку книги с самых его ранних лет.

Шаг 2. Играйте с текстами. Анаграмма (слово, которое образуются перестановкой букв другого слова), палиндром (слово или текст, которые читаются одинаково в обоих направлениях, вроде «А роза
упала на лапу Азора») – все это делает чтение «вкусным».

Шаг 3. Для начала выбирайте книжки, где картинок больше, чем текста. Причем это правило годится не только для малышей. Любой преподаватель вуза скажет, что, задавая студентам прочитать новый литературный текст, слышит в ответ: «А сколько там страниц?» Мы так устроены, что лучше 10 книжек по 100 страниц, чем одна из 1000!

Шаг 4. Даже когда ребенок научится читать самостоятельно, не бросайте привычку читать вместе с ним. Ведь и школьник не всегда способен одолеть большие объемы текста, а чтобы понять все повороты сюжета, ему просто не хватит жизненного опыта.

Шаг 5. Не превращайте чтение в самоцель и тягостную необходимость. В школьную программу включены такие недетские книги, как «Война и мир», «Преступление и наказание» и т. п. Не все дети могут их осилить. Но их содержание ребенку так или иначе придется изучить. Помогите ему в этом. Растолкуйте смысл сюжета. Объясните значения устаревших слов (например, что это за платье-«татьянку» носила Наташа Ростова?). А для души пусть школьник читает те книги, которые ему нравятся.