Зависть

Зависть

И я обратилась к молодым людям от 14 до 23 лет с вопросом, о каких чувствах, по их мнению, стоит рассказать родителям, чтобы они лучше понимали своих детей. А также – какими эмоциями охвачены сами подростки, когда недовольны невниманием взрослых. Ребята быстро составили список положительных и отрицательных переживаний. Что интересно, отрицательные (ненависть, злость, обида, жадность, предательство, ревность) им оказалось назвать проще и быстрее. Между тем эти чувства были объединены некоторым сходством, но не по звучанию, а по происхождению: их порождало нечто общее. Я много думала об этом и поняла, что именно объединяет негативные переживания детей, что лежит в их основе. Речь идет в первую очередь о таком чувстве, как зависть.
Вот как писала о нем психолог Мелани Кляйн, одной из первых в начале прошлого века занявшаяся всерьез исследованиями лабиринтов детской души: «Зависть – это злобное чувство, что другой человек обладает и наслаждается чем-то желаемым, завистливый импульс направлен на то, чтобы отобрать или испортить это…» Поэтому наш разговор и пойдет о зависти как о базовой эмоции, которая в той или иной степени присутствует у каждого человека. Каждый из нас неизбежно должен пройти путь ее укрощения, ни в коем случае – не приумножения, и как программа-максимум – использования в позитивных целях.

Бить успешных

Рассмотрим достаточно типичную жизненную ситуацию. Ко мне на прием родители привели мальчика одиннадцати лет. Причина визита – жалобы со стороны учителей на немотивированную агрессивность. Школьник дерется с недетской жестокостью без видимых причин. По словам мамы, мальчик раньше был тихим и послушным. Рассказ мать продолжила многочисленными подробностями о том, как много родители делают для ребенка.
Далее последовали примеры о детях из класса, родственниках и так далее, для которых родители делают гораздо меньше, но они лучше учатся, побеждают в школьных олимпиадах.
Во время разговора я наблюдала за подростком. Его плечи, и без того опущенные, сникли еще больше. Руки были сжаты в кулаки, глаза сузились и изредка зло поблескивали. Было понятно, что мальчик уже не раз слышал о своей неуспешности, ему это было неприятно, и он явно сердился.
Я попросила мать подробнее рассказать о том, как учится мальчик, о его увлечениях в свободное время. Оказалось, что с оценками у него все в порядке, да и вне школы у подростка много разных занятий. Но в семье не принято радоваться успехам сына, его все время сравнивают с другими детьми, и всегда находится кто-то лучше. Между тем подросток привязан к родителям и, конечно, жаждет их одобрения. Но чувствуя себя постоянно недооцененным близкими, он, естественно, злится, завидует более успешным одноклассникам. И поэтому так отчаянно дерется. Ясно, что родителям необходимо изменить линию поведения. Ведь психологи настаивают: нельзя ребенка сравнивать с другими детьми, в том числе с братьями и сестрами. Это только ухудшает отношения между детьми и ограничивает возможности личностного роста. Грамотно и педагогически верно сравнивать ребенка с ним же самим, только прежним! Мамам и папам необходимо не терять надежды на успехи ребенка и постоянно говорить об этом, формируя позитивную зону ближайшего развития.


Стимул для совершенствования

Воровство, порча чужого имущества – это достаточно частые проявления агрессивной зависти у детей. И тому есть масса примеров в школьной жизни. Если кто-то из учеников приходит, например, в красивой новой куртке, ее могут в раздевалке испачкать, спрятать или даже порезать, украсть. Также часто одноклассники заимствуют друг у друга без отдачи необычные ручки или другие школьные принадлежности, мобильные телефоны.
Однако негативное чувство зависти может стать стимулом к развитию личности и различным достижениям. На это обратил внимание один из участников нашего разговора о чувствах, у которого есть старший брат. А другая девушка четко разделила зависть на белую и черную. Белая – когда хочешь, чтобы у тебя это было, стремишься к лучшему. А черная – когда хочешь, чтобы у другого этого не было любой ценой, вплоть до уничтожения.
Во всяком случае, детям и взрослым стоит определить для себя зависть как энергию и стремиться к уменьшению ее черного свойства. Как этого добиться? Родителям необходимо уважать личность ребенка, его уникальность. Учитывая разные возможности и способности, нужно каждому школьнику помогать их реализовывать. Не только радоваться успехам сына или дочери, о чем мы уже говорили, но, возможно, и рассказывать о собственных неудачах.
Мне запомнилась и многому научила вот такая история. Ее рассказал на международной психологической конференции известный ученый, профессор, психотерапевт с мировым именем. Оказывается, его собственный внук был страшно изумлен и обрадован, узнав, что дед в школьные годы получал двойки. Мальчик в этом нашел новый жизненный ресурс – он справится с неудачей, как справился и добился успехов его знаменитый дед. Так что не бойтесь открываться с неуспешной стороны, показывайте детям, что провалы возможны, но поправимы.


Негатив – в позитив

Наивно полагать, что дети – ангелы от рождения, и только неправильное отношение взрослых их портит. В реальности всегда присутствует противоборство между позитивом и негативом, созиданием и разрушением.
Поэтому всю жизнь дети, равно как и взрослые, развиваются. Родительская же задача заключается в создании условий – как физических, так и психологических – для перевеса в девочках и мальчиках конструктивного начала над разрушительным.