Как я проведу лето

№ 6, 2009
Рубрика: Тема номера
Автор статьи: Мария ТРОФИМОВА
Как я проведу лето

Когда впереди так много свободного времени, можно ставить перед собой грандиозные задачи: похудеть до состояния модели или стать мускулистым «качком», выучить английский или максимально оздоровиться. Но с чего начать? Мы попросили разных специалистов составить для целеустремленных каникуляров пошаговый план действий.

Укрепляем мышцы…

Лев Гончаров,
абсолютный чемпион России,
вице-чемпион Европы, обладатель титула
«Мастер тренер»:

— Что можно посоветовать, если неспортивный ребенок решил набрать форму за лето? Главное – не форсировать события и не тренироваться до изнеможения.
По правилам интенсивность тренировок должна составлять 60–70 процентов от предела возможностей. То есть если ребенок может отжаться 10 раз, пусть отжимается 6 раз, но при этом делает 10 подходов за день. К слову, есть простейшая форма расчета идеальной нагрузки: сколько человеку лет, столько раз он должен отжиматься от пола. То есть в 5 лет – 5 раз, в 10 лет – не менее 10-ти раз.
Кстати, превращать хлюпика в качка нужно не с тренажерного зала (гарантий, что тренер окажется настоящим профессионалом и сможет правильно регулировать нагрузку занятий, никто не даст), а именно с отжиманий и подтягиваний. Не сразу получается? Тогда начинаем набирать форму постепенно! Сначала в течение дня 10 попыток подтянуться и отжаться хотя бы по 1 разу. Постепенно увеличиваем до 2-х раз, 3-х, 10-ти раз… В любом случае – по 10 подходов в день.
Ребенок не может сразу отжиматься от пола? Пусть отжимается от скамейки (или дивана). А когда укрепит руки (на это как раз 3-х месяцев хватит) – уже от пола.
Параллельно осваиваем турник. Ребенок не может подтянуться ни разу? Тогда для начала пусть просто висит на перекладине, сколько продержится. Потом ему нужно помочь: тренер (или папа) помогает ему подтянуться, а опускается, медленно распрямляя согнутые руки, уже он сам. И опять по 10 подходов за день, начиная с 1 раза и постепенно увеличивая число усилий за раз. А еще отличный способ сделать руки сильными – это гантели. Как их правильно выбирать? Покупайте те, которые ребенок может 10 раз на вытянутых руках поднять над головой.

…И иммунитет

Ольга Конова,
заведующая физиотерапевтическим
отделением Научного центра здоровья
детей РАМН:

— На протяжении учебного года ваш школьник часто простужался? Значит, пора укрепить защитные силы его организма.
Первым делом нужно отрегулировать режим дня. Всякие отговорки про «жаворонков» и «сов» не принимаются – это деление, и без того условное, касается исключительно взрослых людей. А детям смещать день на ночь – это нерационально.
Выезжая отдыхать, помните про акклиматизацию! Она неизбежна, даже если вы не покидаете свою климатическую зону: и воздух другой, и состав воды. Но это мягкая акклиматизация, которая занимает не более суток. Чтобы ее перенести без потерь, не стоит в первый же день часами купаться, загорать или замерзать. А потом организм адаптируется.
В иной климатической зоне срыв адаптационных возможностей происходит не сразу, а через 3–5 дней. Его типичные признаки: жалобы на боль в горле, понос, высокая температура. А теперь посчитаем: акклиматизация – 5 дней. Собственно отдых – еще 5 дней (а если проходим курс закаливания, то 10 дней). Таким образом, уезжать, например, на море нужно не менее чем на 2 (в идеале – на 3) недели. Важно: детям до 3-х лет, первоклассникам и тем, кто болеет респираторными заболеваниями более 6 раз в год, на время отдыха климатическую зону лучше вообще не менять!
Теперь о закаливании. Самый доступный метод – ходить босиком по разным поверхностям: по песку, по траве, по гальке, по воде… Ослабленным детям можно первые день-два ходить не босиком, а в носочках. Причем длительность таких прогулок нужно начинать с 5–7 минут. И потом постепенно увеличивать.
А вот с купанием в средней полосе России нужно быть осторожными. Первую неделю отдыха в нашей климатической зоне лучше не купаться вовсе – достаточно закаливаться вышеперечисленными способами. Потом можно начать обливания прохладной (25 °С) водой: сначала несколько дней только ноги и руки. Если после этого ребенок не простудится, начинаем обливать все тело. И только после этого можно купаться по-настоящему.
Неплохой результат в укреплении организма дает ароматерапия. Один из эффективных и недорогих ее вариантов – ингаляции с чесноком. Разводим сок с водой в пропорции 1 к 10 и дышим. Подойдут и ванны с экстрактом хвои и солью (лучше морской). Главное – соблюдать принцип непрерывности: курс ванн или ароматерапии (ежедневный или через день) должен составлять не менее 8–10 процедур.
Внимание: частые простуды у подростков, как правило, свидетельствуют о наличии хронических очагов инфекции. И именно с ними нужно бороться в первую очередь. Так что проверьте у специалистов состояние зубов ребенка, его желудочно-кишечного тракта. Только победив инфекцию, можно добиться максимальных результатов от закаливания и правильного режима дня.

Подтягиваем живот…

Алексей Ковальков,
врач-диетолог:

— Согласно статистике, каждая женщина за свою жизнь садится на диету в среднем 33 раза. Ведь у любой диеты есть эффект возврата. Но если речь идет о школьницах, то должен предупредить: никакие диеты недопустимы, пока не установится менструальный цикл (не ранее, чем через год после начала месячных).
И еще в погоне за модной худобой важно избегать крайностей. В моей практике был случай: девочка-подросток решила постройнеть и практически полностью отказалась от еды. Но организму нужно откуда-то брать аминокислоты. Стали разрушаться кишечник, печень. Результат: «диета» продлилась всего два месяца, и ее последствия оказались необратимыми – ребенок погиб. Кстати, детская полнота чаще всего связана с хлебосольными традициями семьи: «На тарелке не должно остаться ни крошки!» А вот сходство с комплекцией мамы и бабушки – это совершенно не обязательно. Часто бывают тучные дети у худых родителей и худые – у полных. Так что все очень индивидуально. Но есть рекомендации, которые подходят всем, кто хочет быть стройным:

  • Из рациона нужно полностью исключить всего 4; вида продуктов: хлеб, сахар (в том числе и продукты, в которые его добавляют: кетчуп, горчица фабричного изготовления и т.п.), картошка, белый шлифованный рис.
  • Зато обязательно в день съедать не менее 4 крупных фруктов плюс овощи: они восполнят в организме запас углеводов.
  • Больше движения, причем на свежем воздухе (окисление жира происходит лишь в присутствии кислорода). В день нужно проходить не менее 4–5 км.

…И «хвосты»

Анна Мехед,
преподаватель математики,
победитель всероссийского конкурса
«Учитель года–2007»:

— Если в прошедшем учебном году ребенок пропустил много уроков (болел или ленился), летом можно попытаться наверстать упущенное.
Как организовать занятия (например, математикой)? Зависит от возраста ученика. Так, моя дочка закончила 3-й класс. Весь год она часто болела и пропустила много уроков. Теперь по выходным, по вечерам и во время моего отпуска будем в игровой форме повторять таблицу умножения, решать занимательные математические задачки, головоломки, ребусы – все это отлично развивает математические способности. Плюс повторять темы из учебника – от этого никуда не денешься. Но тоже в игровой форме – дочка, как и все дети, охотно играет «в школу».
Если речь идет о детях постарше, то для начала нужно выяснить у учителя, какие темы запущены. Узнать, с помощью каких учебников и задачников лучше восполнять знания. А потом пусть неделю занимается, неделю отдыхает – чтобы понять, что осталось в памяти. В старшей школе, если упущены всего несколько тем, все восполнимо. Но школьный учебник тут вряд ли поможет: если ребенок в году по нему не разобрался, то и летом ничего не поймет. К сожалению, сегодня совсем не учат детей пользоваться справочниками. И зря! Среди них есть отличные: Выготского, Пинского. По аналогии с теми задачами, которые в них разбираются, ребенок сможет справиться и с теми, что не получались в школе. А еще можно в интернете бросить клич: мол, не понимаю такие-то темы, помогите! Порой в ответ можно получить очень толковые объяснения. Или хотя бы советы, с помощью каких учебников и справочников можно со своими затруднениями разобраться самостоятельно.

Наталья Бычкова,
преподаватель английского языка,
заслуженный учитель РФ:

— Даже если школьник успешно учился на протяжении года, безнаказанно забросить иностранный язык на 3 месяца нельзя! Так что своим ученикам я рекомендую заниматься даже в каникулы. Для младшеклассника достаточно 20 vинут утром и 20 минут вечером. Для старших – два раза в день минут по 40. Можно читать англоязычные журналы и газеты: тем, кто помладше, подойдет, например, «Шляпа», остальным – «Speak out». В них обсуждаются проблемы, близкие подросткам: экзамены, молодежные субкультуры и т.п. А еще даются увлекательные задания на развитие логики. Полезно читать и книги на английском (главное – правильно подобрать уровень сложности).
Еще я прошу своих учеников летом вести дневник на английском: где был, что делал. То есть употреблять все изученные времена глаголов.
А еще лучше – завести себе друга по переписке из другой страны. Тогда детям сразу становится понятно, зачем вообще нужно учить иностранный язык.
А вот зубрить слова, оторванные от текста, смысла нет. Ведь языку учатся как средству коммуникации. Поэтому важно понимать, как строить осмысленные предложения.