Умные – налево, красивые – направо

№ 1, 2009
Рубрика: Острый угол
Умные – налево, красивые – направо

«В нашей школе из учеников 4-го класса на основании теста по информатике (хотя предмет является не обязательным, а факультативным, за дополнительную плату) сформировали 5-е классы. Мой сын стал заниматься информатикой только в этом году и, соответственно, получил не много баллов. И попал в слабый класс. А как в ваших школах осуществляется разбивка по классам? И правильно ли это – создавать классы для сильных, средненьких и слабеньких по знаниям учеников?»
Участник форума Ввета

Ирина Корнеева,
руководитель лаборатории основ управления Методического центра Управления образования Южного округа Москвы

— Употреблять такие определения, как «сильные» и «слабые» дети, некорректно. Есть дети, настроенные на учебу. А есть те, кому учиться по каким-то причинам трудно и неинтересно. К какой категории относится каждый конкретный ученик, помогают определить психологические опросы, наблюдения учителя. И, конечно же, контрольные работы, тесты и т.п.
Практически в каждой школе в среднем и старшем звене открываются классы повышенного уровня: гимназические, лицейские или классы с углубленным изучением тех или иных предметов. Туда отбирают именно желающих учиться школьников. Ведь нагрузка в таких классах больше. И учатся они, как правило, 6 дней в неделю. Следовательно, дети должны иметь и хорошие умственные способности, и большую работоспособность, чтобы справляться с усложненной программой обучения. А те, кому все это не по силам, учатся в общеобразовательных классах.
Понятно, что родителям, чьих детей определили именно в общеобразовательные классы, может быть обидно: дескать, мой ребенок не хуже других! Но при этом они забывают, что во многом именно от них зависит, насколько он развит: широк ли его кругозор, хорошо ли развита способность воспринимать новые знания.
Если говорить о параметрах, по которым делят детей по классам, то, в первую очередь, это учебные показатели. Плюс учитывается портфолио ученика. То есть своеобразное личное дело школьника за все годы его учебы: его умения, навыки, участие в олимпиадах, конкурсах, в общественной жизни школы.
Кроме того, учитываются рекомендации психолога: он диагностирует усидчивость ребенка, способность концентрировать внимание, память.
Впрочем, не всегда в жизни получается так, как положено. Учителя – тоже живые люди. И ситуация, на которую порой жалуются родители – когда педагог ищет предлог избавиться от «неудобного» ученика, – возможна. Что делать в подобном случае? Обратиться для начала к директору школы. А если взаимопонимания не получается, в окружной Методический центр. У психологов таких центров есть очень интересные тесты, которые позволяют выявить реальные способности и возможности конкретного ребенка. И если его знания и способности в школе действительно недооценили, справедливость восторжествует.

Светлана Белянчикова,
учитель биологии

— Когда детей делят при поступлении в школу – это, конечно, не отражает умственные способности ребенка. Скорее – уровень их развития. Потом, при переходе в среднее звено, учеников опять перетасовывают. Так, часть из них попадает в гимназические классы, в лицеи и т.п. В приличных школах и в старшие классы стараются брать по конкурсу. Правомерна ли такая «сортировка»? На мой взгляд – да.
Как биолог, я могу ответственно утверждать: все люди разные, и равенство умственных способностей нереально. Так и не надо отдавать ребенка с нарушением развития в школу с углубленным изучением точных наук. Иначе он очень скоро почувствует себя там ущербным. В то время как в обычной школе ему будет легче. И учителям так удобнее работать.
Конечно, действительно хорошие, сильные учителя (этакие школьные примы) в принципе не хотят работать со слабыми детьми. Это же тоска зеленая! И еще в слабом классе за урок успевают пройти меньше. Следовательно, эффективность учебного процесса ниже. Сильный ребенок в такой атмосфере чахнет, гоняет балду, а учится при этом лучше всех.
В своей практике я не раз говорила таким детям: «Уходи отсюда, не теряй времени!» Другой вопрос: куда идти? В продвинутом классе, как правило, нет свободных мест.
Так что если проблема и существует, то это не проблема слабых учеников, которых «отсеяли». А трагедия умных детей, которые не могут нормально учиться из-за пары балбесов в классе.
Наверное, мне возразят психологи: им обычно кажется, что сортировать детей – это значит травмировать их. Закрывать для них, так сказать, новые горизонты. Обычно на такие доводы я предлагала нашему школьному психологу самой поработать в классе, где один по складам читает, а другой прочитал учебник за пару дней.
На самом деле я, конечно, понимаю: можно работать и в таком классе. Но при этом от учителя потребуются героические усилия, а в результате пострадают оба ученика – и сильный, и слабый. Так что еще раз повторяю: я – за деление! Тогда одаренные получат по максимуму, нормальные – норму, а оболтусы – сколько смогут.
Вопрос в том, как и когда производить отбор. Сейчас он чаще проводится по кошелькам родителей и только в исключительных случаях – по возможностям детей. В итоге в сильном классе учатся, в том числе, и учительские, и «нужные» детки. А они далеко не всегда семи пядей во лбу.

Елена Блохина,
школьный психолог

— В нашей школе есть классы компенсирующего обучения. В них при переходе в среднее звено мы собираем детей из группы риска: тех, кто часто болеет и, следовательно, пропускает занятия. Тех, кому по психологическим или физиологическим причинам сложно учиться. А также детей, не настроенных на учебу. Ведь подобные классы, как правило, малокомплектные. Значит, в них легче развивать способность к обучению в каждом ребенке.
В одном таком классе я была классным руководителем. Помню, сначала многие родители возмущались тем, что их детей к нам записали. А в 7-м классе к нам уже просились. И, кстати, выпускница именно нашего класса закончила школу с медалью. Это была первая медаль за долгую школьную историю.
А еще нужно понимать: в любом классе – от сильного до коррекционного – есть свои отличники, середнячки и отстающие. Как детей ни отбирай, они со временем обязательно разделятся таким образом.
С другой стороны, ситуации бывают разные. На деле причины перевода ребенка в класс послабее могут быть и неубедительные. Порой он плохо себя ведет, хотя учится хорошо. А учителю просто не хочется работать со сложным учеником. Так что если вас «отсеяли», нужно, во-первых, обсудить ситуацию с учителем. Например, выяснить, что требуется для перевода в более сильный класс: какие предметы и до какого уровня подтянуть.
А во-вторых, ответьте себе честно на главный вопрос: вы настаиваете именно на гимназическом классе потому, что ваш ребенок талантлив? Или потому, что тешите собственные амбиции?
Если вы поняли, что ребенок действительно «не тянет» усложненную программу, нельзя его упрекать. Главное, чтобы у него не сложилось впечатление, что его отбраковали. И не самоустраняйтесь от учебного процесса. Участвуйте в жизни школы и класса, вступайте в родительские комитеты. Изнутри вам будет легче понять обстановку, которая окружает вашего ребенка.
Случаются при делении классов и спорные ситуации: куда, например, отправить середнячка? И тут нужно ориентироваться на темперамент ребенка. Активного и общительного лучше отправить учиться к «сильным» ребятам. Пусть тянется за ними, подстегивая интеллект амбициями. А ребенку с вялым темпераментом будет сложно прижиться в атмосфере соперничества. Эмоциональный прессинг, который обычно царит в гимназических и лицейских классах, может негативно отразиться на его нервной системе.
И на результатах учебы тоже.