Осторожно: первая любовь!

№ 2, 2009
Рубрика: Тема номера
Автор статьи: Мария ТРОФИМОВА
Осторожно: первая любовь!

Первый раз я влюбилась во 2-м классе. Он всегда ходил в ярко-зеленой рубашке и так сильно мне нравился, что однажды я со всей силы огрела его по голове хрестоматией по литературе. Хрестоматия была толстой, он даже покачнулся, но устоял. Сегодня, спустя годы, я с ужасом думаю о возможных последствиях.
И (на всякий случай!) прости меня, Алеша!

Репетиция чувств

— Впервые влюбившись, младшеклассники еще не умеют проявлять своих чувств, – опытный школьный психолог Наталья Кацевич в подобных историях легко раскладывает все по полочкам.
— Вот и получается как-то коряво. Толкаются, за косички дергают, смсками глупыми забрасывают. Да и не любовь это еще, а так… симпатия. Причем образовавшаяся по непонятным для взрослых причинам: «Почему тебе нравится именно Вася?» – «Он самый высокий!»
Иногда в начальной школе дети влюбляются в учительницу, причем не только мальчики, но и девочки. И объясняют свои чувства так: «Она добрая, мне ни разу двойку не поставила. Она на прогулке именно меня взяла за руку». То есть, в сущности, относятся к педагогу, как к маме.
К 5-му классу у детей, как правило, резко снижается самооценка. И при этом они очень много внимания начинают уделять тому, кто во что одевается. И вообще «имиджу». Потому в этом возрасте причины влюбленности оказываются не менее странными, чем у малышей.
Например, на вопрос «Почему нравится именно он?» можно услышать: «У него мобильник крутой!» А если предмет обожания не отвечает взаимностью, воздыхатель начинает его безжалостно задирать.
— Однажды, – вспоминает Наталья Феликсовна, – у нас был случай в 5-м классе – девочка настроила всех одноклассников против отвергнувшего ее мальчика. Вот уж где, действительно, «от любви до ненависти один шаг»!
Но нужно понимать: в детском возрасте чувство ненависти выполняет охранительную, защитную роль, не давая взрослеющему ребенку получить негативный опыт, который может повлиять на всю его дальнейшую жизнь.

Останемся друзьями

— Светка достала – без конца цепляется, задирает, – жалуется маме шестиклассник Егор, возвращаясь из школы.
— Значит, мама должна объяснить Егору, что Светка просто-напросто в него влюбилась, – советует педагог-психолог Людмила Николаевна Ситникова. – И подсказать сыну, как в этой ситуации необходимо себя вести. Причем вариантов ответной реакции несколько. Например, можно не реагировать на задиру Светку и соблюдать дистанцию. Порой такая холодность быстро остужает чувства.
А можно поговорить. Причем без оценок, просто констатируя факты: «Когда ты все время толкаешь меня в бок, меня это страшно раздражает.
И мне бы хотелось, чтобы ты держалась от меня подальше». Или: «Мне бы хотелось, чтобы мы были друзьями».
Главное – нужно озвучить именно то, чего действительно хочешь. А вообще, первая любовь – штука полезная. Дети тренируются строить отношения с окружающими людьми: ссорятся, мирятся, учатся принимать другого таким, как есть.

Перед стартом

Комната шестиклассницы Шурочки завешена фотографиями поп-идола. Она уже скупила все его диски. А единственным желанным подарком на день рождения оказались 4000 рублей – чтобы купить билет на концерт кумира.
Мама в растерянности, папа в ярости: «Учиться нужно, а не на дураков молиться!»
— Остыньте, родители! – призывает врач-сексолог, кандидат медицинских наук Артем Толоконников. – Дело в том, что чувство любви развивается по этапам. И первый из них – любовь платоническая. То есть
увлеченность образом (наглядным примером которой и служит данная история). Мамы и папы должны понимать: без этого этапа невозможно развитие в дальнейшем нормальных отношений между мужчиной и женщиной. Так что поощряйте платонические увлечения. Иначе, не доиграв в них, уже взрослые женщины «застревают» на стадии увлечения образом. Отсюда многолетние влюбленности в женатых мужчин и т.п.

В плену страстей

У восьмиклассницы Юли была подруга Таня. Которая встречалась с Артемом. Но Юле тоже нравился Артем. Которому однажды понравилась Юля. И теперь он гуляет с ней. А Таня, потрясенная предательством подруги и любимого, рыдает в подушку
и твердит: «Я несчастливая, у меня ничего не получается. Мне не хочется жить!» — К нам на прием порой приходят родители, чьи дети мучаются от неразделенных чувств, – рассказывает Александр Чижов, директор Центра психолого-медико-социального сопровождения Управления образования Северо-Западного округа столицы. –
И каждый случай индивидуален. Так что давать общие рекомендации за глаза было бы непрофессионально. Но один совет, пожалуй, подходит всем: нужно объяснить ребенку, что первая любовь – это не обязательно на всю жизнь. И что не стоит идеализировать своего возлюбленного. Вот только как это объяснить? На мой взгляд, необходимо просто вспомнить личный опыт. И рассказать о нем ребенку. Заодно вспомните то свое состояние, в котором теперь оказался и он.
Ведь проблема неразделенной любви – это проблема одиночества. Поэтому все, в чем сейчас нуждается ваше чадо – это сопереживание, сочувствие. В этом «со» – главное. Ребенок должен понять, что в важной и сложной для него ситуации вы вместе. Более того, вы понимаете его чувства – ведь у вас тоже есть похожий опыт. И именно то, что вы, живой и здоровый, теперь ему об этом рассказываете, демонстрирует лучше всего: это можно пережить.
А вообще, первая любовь – серьезная проверка отношений «родители-дети» на прочность. К сожалению, иногда папы и мамы сами ставят на этих отношениях крест, занудствуя: «Нужно учиться, а не влюбляться!» Не встретив понимания в семье, ребенок, чего доброго, пойдет искать его на стороне. Причем неизвестно, где найдет! Так что, прежде всего, постарайтесь приспособиться к изменениям в поведении сына или дочери.

«С кем ты связалась?!»

По школе пробежал слух: шестиклассник Леня поджег входную дверь в квартиру главной красавицы класса Наташки. И вот уже родители девочки скандалят в кабинете директора. Досталось от них и самой Наташе: «Связалась с хулиганом!»
— Налицо пример блокированного возбуждения, – комментирует Александр Чижов. – Он влюбился, она не отозвалась, и парень перешел к агрессии. Как разрулить данную ситуацию грамотно?
Конечно, хулиганство должно быть наказано.
В данном случае за сына отвечают родители. Они заплатят штраф, а заодно получат информацию, что нужно внимательнее относиться к своему ребенку.
Помните: достойный избранник – у того, у кого высокая самооценка.
Ребенок должен быть уверен в себе, тогда он не станет самоутверждаться за счет окружающих. Так что постоянно рассказывайте ребенку, какой он красивый, умный, остроумный, сильный и т.д. Самое главное – хвалить от души.
Вам не нравится выбор дочери или сына? Опять-таки воздержитесь от критики! Постарайтесь уважать своего ребенка как личность. И, следовательно, уважать его мнения и чувства. Тем более, чем больше вы протестуете, тем больше будет желание вашего взрослеющего чада сделать все наоборот.

Обожаемый учитель

— Я не буду выполнять Ваше задание, пока не получу ответ на вопрос: «Что Вы, такая красивая, делаете в такой, как наша, обычной школе?» С тех пор, как шестиклассник Никита влюбился в учительницу информатики, подобные его реплики с места – не редкость. А еще, оставшись с ней один на один, он серьезно заявляет: «Я на Вас женюсь!» Что в такой ситуации делать педагогу?
— Спасением станет доброжелательность и чувство юмора, – уверена психолог Людмила Ситникова. – Только не нужно путать юмор с насмешкой!
О подобных «поклонниках» учителя на каждом углу не рассказывают. Если, конечно, соответствуют профессиональным требованиям. И только педагогиче-
ский талант позволяет обернуть увлечение учителем в увлечение предметом.

Холодное сердце

Недавно педагог-психолог Людмила Ситникова провела по просьбе «ЗШ» опрос в одной из московских школ. И выяснила: примерно каждый десятый старшеклассник ни разу не влюблялся!
По мнению психологов, речь идет о детях, которые просто боятся раскрыться миру, взять на себя ответственность за другого человека. А все это – свидетельство внутренних проблем, зажимов. Как вариант – мы имеем дело с проявлением нарциссизма. Подобные индивиды, кстати, в личностном плане –
люди тяжелые, которые с трудом встраиваются в социум.
Детская влюбленность – еще один способ познания мира. То есть сначала ребенок разбирает по деталям игрушки. А позже пробует «на вкус» человеческие отношения. И как именно он при этом выражает свои чувства – в первую очередь зависит от родителей.
Так, если нежность в семье проявляется легко
и свободно, ребенок, влюбившись, будет вести так же. В противном случае все окажется сложнее: зарождающаяся сексуальность может уйти в страх или агрессию. Так что за будущую личную жизнь детей в конце концов ответственны взрослые.