Пора подумать о карьере?

№ 5, 2006
Рубрика: Тема номера
Автор статьи: Виктор Запольский
Пора подумать о карьере?

Счастливы те родители, чьи дети точно знают, где хотят учиться после школы. Но, к сожалению, чаще бывает так, что, заканчивая выпускной класс, юноши и девушки все еще никак не могут определиться, какой предмет им больше нравится: математика или история. В результате, поступают и за компанию с другом, и в ближайший к дому институт, и просто потому, что выбранная профессия – семейная традиция.

Мода тоже влияет на выбор абитуриентов. Но, следуя моде и в погоне за престижем, есть опасность оказаться на обочине жизни с дипломом в руках по нелюбимой специальности.

Неудачи случаются и у представителей «вечных» профессий, таких, например, как учитель или врач. Ежегодно из Медицинской академии им. Сеченова, не выдержав первых практических занятий по анатомии, уходит до 10% студентов. И это при конкурсе 7 человек на место!

Как же решить эту задачу с выбором будущей профессии? Один из способов – пройти компьютерное тестирование и узнать о собственных талан-тах и способностях. При вузах, как правило, тестирование платное, а при государственных службах занятости – бесплатное.

Тесты бывают разные. Например, в лаборатории при МГУ им. Ломоносова тест состоит из трех частей. Первый блок диагностирует сферу интересов. Компьютер предлагает испытуемому выбрать из разных школьных предметов какой-нибудь один – наиболее интересный. И так на протяжении 20 вопросов.

Второй блок – аналог теста Айзенка, многим известного как IQ-тест. Он состоит из 70 вопросов, на ответы дается всего 70 минут. Эта часть теста помогает определить, что у абитуриента получается лучше всего: решать сложные задачи, пространно рассуждать о сущно-сти бытия или заниматься аналитической работой.

Третья часть тестирования выявляет личностные качества человека: усидчивость, склонность к риску, силу воли и т.д.

По результатам всего теста испытуемому выдают список профессий. Напротив каждой из них стоит процент совпадения способностей и склонно-стей к предмету. Именно этот коэффициент и определяет, насколько успешна и интересна будет работа в данной области. Компьютер сам выстроит рейтинг профессий, подходящих абитуриенту. Однозначного ответа «Идите в авиаконструкторы» или «Вы созданы стать архивариусом» ребенок здесь не получит, но в списке рекомендованных профессий почти наверняка будет та, о которой он уже задумывался.

Итоговая беседа с психологом очень важна. Ребенок не должен стесняться высказывать специалисту свои сомнения в результатах тестирования. Если у него уже были какие-то свои идеи (пусть и «бредовые», по вашему мнению, детские мечты), пусть спросит психолога, насколько эти варианты соответствуют его выявленным склонностям. Пусть спросит, как ему следует заниматься и что делать, чтобы компенсировать выявленные тестом негативные черты характера.

Девушка, недавно прошедшая тест, рассказала: «У меня сходные профессии по всем трем блокам: историк, врач скорой помощи, библиотекарь, фармацевт. История всегда нравилась мне в школе, однако интуитивно я стремилась на биофак. Здесь в списке профессий нет биолога, но фармацевтика и медицина – это ведь совсем близко!».

Другой школьник слегка растерян: родители думают о его поступлении в Финансовую академию, но тест показал, что в блоке «Интересы» графа «Бизнес» стоит не на самом первом месте, а также не хватает эмоциональной стабильности (проще говоря – усидчивости). В верхних строчках у него со-всем другие профессии… «Ну, а что? – говорит он. – Дизайнером быть интересно, и рисовать я всегда любил. Осталось только предъявить родителям «приговор» профессионалов».