Траектория поступления в вуз

№ 4, 2008
Рубрика: Тема номера
Автор статьи: Мария ТРОФИМОВА
Траектория поступления в вуз

В семье москвичей Сергеевых под одной крышей живут три поколения инженеров. Бабушка, окончив в свое время школу с золотой медалью, была принята в МАИ без экзаменов. Папа и мама, чтобы стать студентами того же вуза, в 10-м классе ходили на подготовительные курсы. Старший сын Максим усердно учился в профильном классе МАТИ, и школьные выпускные экзамены были засчитаны как вступительные. На будущий год и младший Сергеев – десятиклассник Денис – попытается стать студентом. Но опыт родственников ему, похоже, не пригодится: траектория поступления в вуз в последнее время заметно изменилась.

Дорогу – индивидуалам!

До 2002 года все школьники, определившиеся с будущей профессией, стремились учиться в профильных классах: ведь они работали в системе «школа – вуз». То есть школы сотрудничали с каким-либо вузом (одним или несколькими). Преподаватели этого вуза заключали с родителями договор об оказании платных образовательных услуг и, как правило, во второй половине дня занимались с учащимися профильных классов. А выпускные экзамены для этих детей автоматически засчитывались как вступительные в выбранный вуз. Понятно, что сдавать экзамены в стенах родной школы было комфортнее и проще. Поэтому и процент поступления был очень высок. Но сегодня подобной льготы уже не существует: с введением ЕГЭ она потеряла актуальность.

— Хотя многие школы до сих пор продлевают договоры с вузами, их сотрудничество уже скорее формально, – поясняет Елена Лавриненко, главный специалист управления образования Юго-Восточного округа Москвы. – Сегодня термин «профильный класс» в первую очередь подразумевает расширенное изучение отдельных предметов: этим предметам в школьном расписании отводится большее количество часов. Кстати, и раньше, и теперь ученик профильного класса не был обязан поступать в вуз, у которого со школой договор. Зато в рамках профильного обучения все большую популярность приобретают индивидуальные учебные планы. Сегодня именно они признаны наиболее эффективным способом для подготовки в вуз. И в каждом округе Москвы, а также во многих регионах (например, в Петербурге) есть сеть школ, которые в порядке эксперимента именно так работают с 10–11-классниками. Что такое индивидуальный план обучения? Сначала школьная администрация, опираясь на базисный учебный план, определяет перечень обязательных предметов. Далее он дополняется профильными предметами, которые школа предлагает ученику для расширенного изучения (выбрать нужно не менее двух). После того, как все определятся с выбором, формируются группы «по интересам». А всем классом дети встречаются только на занятиях по общим предметам – ОБЖ, МХК и т.п. Как правило, в таком режиме обучение ведется 5 дней в неделю, а шестой день отводится для самоподготовки, консультаций и профильной подготовки в конкретный вуз. Интересно, что особенно активно в эксперимент по обучению по индивидуальным планам вступают языковые спецшколы. Дело в том, что не все их выпускники планируют в дальнейшем стать переводчиками и лингвистами. Поэтому до эксперимента очень многие дети после 9-го класса разбегались по другим школам, чтобы подготовиться к поступлению, например, в технические вузы. Индивидуальные планы позволяют и в рамках языковых спецшкол расширенно изучать нужные предметы. При этом специалисты управлений образования утверждают: если грамотно выстроить работу, дополнительной нагрузки на школу не будет.

Стать «олимпийцем»

Среди абитуриентов в ходу истории о том, как некие усердные ученики с легкостью поступили в топовые высшие учебные заведения. И это – не миф! Вузы искренне и бескорыстно мечтают о талантливых студентах. Более того – они их ищут по всей стране. Один из способов поиска – олимпиады для старшеклассников.

— Не так давно к нам пришел запрос из МГУ, – рассказывает профессор Татьяна Селиванова, декан факультета довузовской подготовки Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина, – коллеги просили прислать им список победителей нашей региональной олимпиады. Потом этих ребят пригласили учиться в Москву! В голосе профессора слышна обида: столица переманивает лучших абитуриентов. А ведь и в Рязани, и в любом другом городе России государственные вузы победителей и призеров олимпиад принимают без дополнительных испытаний. Либо засчитывают результаты их выступлений в качестве соответствующего экзамена, и при этом диплому 1-й степени соответствует высшая оценка.

Впрочем, положение об олимпиадах со следующего учебного года несколько изменится: по словам Ольги Шклярской, методиста Методического центра управления образования Северо-Восточного округа Москвы, вузы получат больше полномочий по их проведению и по зачету результатов. Но суть мероприятия изменится вряд ли. Олимпиады для старшеклассников проводятся практически по всем предметам школьной программы: русский язык, литература, математика, информатика, физика, биология, география, химия, история, иностранный язык, а также астрономия и физика космоса, экология, технология, физическая культура, экономика, право, обществознание, основы предпринимательской деятельности и потребительских знаний и т.д. Вопросы для испытаний составлены на основе образовательных программ. А их сложность соответствует возрасту участников. Олимпиады проходят ежегодно и на всех уровнях. Так, в Москве первый этап проходит в школах, второй – в районах, потом – в округах. Победители окружных состязаний участвуют в городской олимпиаде. Лучшие выходят на всероссийский, а потом и на международный уровень. Кроме того, многие вузы проводят свои олимпиады для старшеклассников. Понятно, что желающим поступить в конкретный институт стоит заранее поинтересоваться, проходят ли в нем подобные испытания для будущих абитуриентов. А Высшая школа экономики, например, ежегодно организует и Интернет-олимпиаду. В ней могут участвовать жители всех городов России. А ее призеров и победителей потом приглашают на очный тур.

Требуются таланты!

В 2000 году во время Нобелевских торжеств в Стокгольме Россию представлял не только нобелевский лауреат Жорес Алферов, но и 17-летняя Анастасия Ефименко, ученица лицея при Петрозаводском государственном университете. Доклад «Мой вызов детской смертности», с которым она выступила перед учеными мужами, вызвал неподдельный интерес. Что стало первым шагом к этому успеху? Во-первых, то, что на протяжении 4-х лет Настя исследовала распространение тяжелого наследственного заболевания обмена веществ – фенилкетонурии. А во-вторых, ее участие с результатами этих исследований в региональных и российских мероприятиях программы «Шаг в будущее». Программа «Шаг в будущее» – детище Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана. Ее цель – найти среди российских школьников наиболее талантливых ребят. Таких, например, как уроженец Челябинска Антон Вагапов, который провел экологический мониторинг участка реки Ай (там за четыре года произошло три утечки нефти) и предложил разделение рыб на три группы по отношению к нефтяному загрязнению. И таких, как Валерия Григорьева – школьница из Астрахани, которая придумала, как утилизировать и использовать отходы рыбомучного производства. Дело в том, что сегодня эти отходы сильно загрязняют окружающую среду, что является серьезной проблемой для многих стран. И таких, как Антон Одноволов, который придумал, как на треть уменьшить энергетические потери при эксплуатации гибких воздуховодов. Впрочем, перечислить все открытые программой имена невозможно. Ведь если в первом молодежном конкурсе исследовательских работ в 1992 году участвовали всего 72 школьника, то теперь среди участников программы их около 90 тысяч! Сегодня программа «Шаг в будущее» имеет соглашения с Сибирским отделением РАН, Кабардино-Балкарским научным центром РАН, Красноярским научным центром СО РАН, Научным центром Республики Саха (Якутия) СО РАН. Ежегодно в рамках программы проходят три международных научных конгресса для студентов и старшеклассников: в Кабардино-Балкарии, Иркутской области и Челябинской области.

— Эта программа – федеральная, – рассказывает пресс-секретарь программы «Шаг в будущее» Наталья Зинкевич. – В регионах открыты наши координационные центры, куда могут обратиться все заинтересованные лица. Эти центры проводят, среди прочего, и олимпиады. Их победителей мы потом приглашаем в Москву для дальнейших состязаний. А для призеров и победителей олимпиад программы «Шаг в будущее» установлены льготы при поступлении в 92 российских вуза. В том числе, разумеется, и в МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Зачем нужны курсы?

Конечно, когда твой ребенок – гений, особенных проблем с поступлением в вуз не возникает. Но ведь гениев – единицы. А получить высшее образование хотят и тысячи обычных подростков. Именно для них при каждом институте открыты подготовительные курсы.

— Самый частый вопрос, который сразу после введения ЕГЭ задавали нам родители: «Зачем теперь нужны курсы?» – рассказывает Наталья Рыбакова, заместитель декана факультета довузовской подготовки МАИ. – Впрочем, прошло немного времени, и этот вопрос отпал сам собой. МАИ – институт сложный. Именно поэтому половина поступивших отсеивается на 1–2 курсах. А подготовительные курсы предоставляют базу для дальнейшего обучения: ведь на них и по физике, и по математике дают более углубленные знания, нежели предусмотрено школьной программой. Это важно особенно для тех, кто закончил не математические спецшколы, а обычные. Да и занятия по русскому языку абитуриентам, на мой взгляд, следует посещать: все-таки инженеры, выпускники МАИ, должны быть грамотными людьми. А ЕГЭ – это всего лишь тест. Длительность подготовительных курсов может быть разной: 2 года, год и краткосрочные курсы. Первые два варианта примерно равноценны. Разница лишь в интенсивности занятий. А главная цель краткосрочных курсов – познакомить абитуриентов с требованиями вуза. Если ребенок в школе учился успешно, ему может быть этого достаточно. Но если «чист, как лист бумаги», толку от таких занятий немного. Что касается льгот для выпускников курсов при поступлении, то официально их не существует. — Главное преимущество, которое дают курсы, – уверяет Наталья Рыбакова, – это знания. Практика показывает: те дети, которые не пропускают занятия, выполняют все требования преподавателей и домашние задания, скорее всего, станут нашими студентами. В зависимости от факультета, поступивших среди усердных слушателей курсов – 70–85 процентов.

Правильный выбор

Но прежде чем сделать окончательный выбор, специалисты советуют задать организатором курсов несколько вопросов.
  1. Поинтересуйтесь, давно ли они существуют? Предпочтение нужно отдавать курсам со стажем. Вероятнее всего, они работают по уже проверенным программам. А их педагоги cпециализируются именно на подготовке в вуз.
  2. Какова продолжительность и интенсивность занятий? Количество учебных часов по каждому предмету должно быть не менее 60, а лучше 120–140 академических часов. Хорошо, если слушатели имеют возможность выбирать, какие предметы изучать. Для тех, кому необходима дополнительная подготовка, хорошие курсы предлагают интенсив (это когда занятия проходят каждый день по 3–4 часа в течение одного-трех месяцев). Вообще на качественных подготовительных курсах предлагают, как правило, широкий выбор программ подготовки. А также проводят консультации по выбору вуза, факультета, специальности и т.д.
  3. Сколько человек в группе? Можно ли готовиться индивидуально? В группе должно быть от 3–5 до 11–16 человек. Но коллективные занятия подходят не всем.
  4. Как осуществляется контроль знаний (контрольные работы, тесты, зачеты)? Контрольные работы, которые проводят в процессе обучения, помогают будущим абитуриентам выработать необходимые навыки. Например, эффективно распределить отпущенное на подготовку время, выстроить логику ответа и т.д. Хорошо, если предусмотрены и репетиционные испытания.

Во-первых, они помогают преодолеть страх перед экзаменом. Во-вторых, полученная отметка позволяет более-менее объективно определить, насколько вы готовы к предстоящим экзаменам.

Цена вопроса

Стоимость обучения на курсах зависит от вуза и от длительности занятий. Так, самые популярные у абитуриентов 8-месячные курсы стоят в 2007/2008 учебном году в МГУ 16 000 рублей за один предмет, в Высшей школе экономики – 16 000 рублей за 2 месяца (2 предмета по выбору) плюс 7 000 рублей за 2 месяца за занятия иностранным языком. В МАИ – 3 100 рублей за 3 предмета (русский язык, математика, физика) в месяц. Дешевле обойдется учеба в Интернет-школе. Такой, например, которая работает при ВШЭ – 5 000 рублей за весь срок обучения. За эти деньги абитуриент получает доступ к учебным материалам, может участвовать в Интернет-конференциях, а также в диагностиче— ских тестированиях (контрольные работы в форме ЕГЭ). Разумеется, цена зависит и от места расположения вуза. Так, 7-месячные курсы в Российском государственном университете инновационных технологий и предпринимательства в Москве сегодня стоят 16 800 рублей. А филиал того же РГУИТиП в Пензе проводит подготовку абитуриентов за 35 000 рублей. Кстати, как показывает практика, поступить в региональный филиал проще, чем в столичный вуз. Теоретически потом можно перевестись в «головной» вуз в Москву. Правда, возможность попасть на бюджетное отделение невелика – только при наличии свободных мест. А препятствием для перевода могут стать низкие оценки или существенная разница в учебных планах (их содержание следует уточнить заранее).

Главное – не убить мечту!

Выбор способа подготовки в вуз – дело очень индивидуальное. В этом уверена Екатерина Лукьянова, руководитель отдела профориентации «Центра тестирования и развития МГУ». — Занятия на курсах способны принести пользу не каждому ребенку, а только самым усидчивым и ответственным, – говорит она. – Ведь там преподаватели не контролируют старания учеников: учится только тот, кому это нужно. Это следует иметь в виду родителям. И если они знают, что их ребенок неусидчив, возможно, для него эффективнее будет нанять репетитора. А вот в олимпиадах я бы советовала участвовать всем и как можно чаще. Это ведь отличная репетиция вступительных экзаменов. Что особенно полезно для застенчивых, неуверенных в себе детей. Они ведь, как правило, в незнакомой обстановке теряются и не понимают, чего от них хотят. Меня часто спрашивают: «С какого возраста нужно задумываться о предстоящем поступлении в вуз?» Хотелось бы предостеречь родителей от излишнего усердия в этом вопросе. Отличная учеба в 1-м классе гарантией того, что в будущем ребенок станет студентом, не является! Хотя, конечно, умение работать, ответственность формируются с ранних лет. Заботиться о кругозоре и эрудиции детей тоже никогда не рано. Но главное, что необходимо маленькому ребенку, – это возможность попробовать себя в разных занятиях. А еще укрепить здоровье. Пусть он занимается в разных кружках, спортивных секциях и творческих коллективах. Как правило, у таких детей потом нет проблем ни с профориентацией, ни с подготовкой к поступлению. А уж если у подростка есть мечта (например, он хочет быть именно врачом), то родители должны всеми силами помочь ее реализовать. В частности, преодолеть трудности с «нужными» предметами. Будущему доктору не дается химия или биология? Это не должно стать приговором мечте. В конце концов, всегда можно нанять репетитора. Сложнее тем, кто и в 11-м классе не знает, в каком направлении развиваться дальше. Порой найти свой путь ребенку мешают амбиции родителей. Отсюда – сложности с подготовкой и поступлением. В этой ситуации пригодится помощь психолога. Современное психологическое тестирование подскажет, в каких именно профессиях человек сможет максимально реализовать свой потенциал.