Доносчица

№ 10, 2007
Рубрика: Обсудим вместе
Автор статьи: Яна МАРКОВА
Доносчица

Девятилетняя Соня Степанова была скромной, послушной девочкой, и за это ее очень любила учительница Анна Васильевна. Соня никогда не выкрикивала с места — всегда поднимала руку, аккуратно вела тетради и дневник, ничего не забывала, каждый день выполняла домашние задания. Может быть, она не обладала какими-то особыми талантами, но получала отличные оценки благодаря своему примерному поведению.
Однажды у Анны Васильевны случилось несчастье: попал в больницу сын. Учительница ходила на работу, но никак не могла сосредоточиться на занятиях. Она постоянно выбегала в коридор, чтобы позвонить ребенку в больницу. Третий класс, в котором она преподавала, был очень шумным и неуправляемым. Дети часто дрались, травмировали друг друга, портили школьное имуще­­ство. И Анна Васильевна применила очень распространенный педагогический прием, который, по ее мнению, должен был обезопасить и ее, и класс.
— Соня, выйди к доске! – по­­просила она. – Ребята! Мне сейчас надо на десять минут отойти, и пока меня нет, вашей учительницей будет Соня! Вы должны слушаться ее! Соня, стой у дос­­ки и наблюдай за всеми. Когда я приду, ты мне сообщишь, кто кричал, кто вставал с места, кто плохо себя вел.
Анна Васильевна закрыла за собой дверь и некоторое время стояла около нее, прислушиваясь. Появился небольшой шум, но Соня тут же его пресекла:
— Саша, не кричи, пожалуй­­ста! – решительно сказала она. – В соседних кабинетах идут уроки! Миша! Если еще раз тронешь Олю, я сообщу об этом Анне Васильевне!
Улыбнувшись, учительница стала спускаться вниз по лестнице. Ее прием работал. Когда она вернулась, Соня сразу сообщила ей имена нарушителей.
— Сорокин кинул учебник на пол. Зайцев пел песни, а Денисов танцевал на стуле!
Удовлетворенная Анна Васильевна сразу стала проводить воспитательную работу с указанными персонами. В следующий раз она уже не задерживалась у двери, оставляя Соню за старшую. Она знала: девочка выполнит ее поручение безукоризненно!
Но однажды учительница почувствовала, что, выделяя Соню, она поступает несправедливо по отношению к другим детям, и решила сменить надсмотрщика.
— Я должна выйти на пару минут, а вместо меня за вами будет наблюдать Лена, – сказала Анна Васильевна. – Лена, выйди к доске!
Когда учительница возвращалась, она еще с нижнего этажа услышала шум. Третий «А» ходил на головах! Она резко открыла дверь, все замолчали и расселись по местам.
— Что это такое?! – закричала учительница. – Лена, а ты куда смотришь? Кто все это начал?
Лена робко отодвинулась
к учительскому столу и помотала головой. Она не знала, что сказать.
— Боже мой! Горшок с цветами разбит! – воскликнула Анна Васильевна, увидев, что по всему полу рассыпана черная земля, а также осколки горшка и комнатные растения. – Кто это сделал?! Лена, отвечай!
Лена молчала. Ребята молчали тоже.
— Садись на место! Ты не годишься в учителя! – с презрением сказала она Лене. – Соня, кто разбил горшок?
— Фомин, естественно, – мрачным голосом ответила Соня, обиженная на учительницу за то, что та предпочла Лену. – Фомин и Денисов кидали друг в друга тряпкой, Денисов стоял около цветка, Фомин целил в него и попал в горшок.
— Фомин и Денисов! Подметайте пол! А завтра вы должны принести новый горшок с землей и пересадить растение! – распорядилась учительница.
Соня высокомерно глядела на ребят. Она знала, что теперь учительница будет обращаться за помощью только к ней. Так и оказалось. В следующий раз, когда учительница вынуждена была отойти, она доверила Соне вести урок.
— Вызывай к доске, пусть каждый решает по одному примеру, а ты ставь оценки! – распорядилась она.
Соня охотно взялась выполнять поручение. Она была строгой и серьезной. Директор школы встретила Анну Васильевну в коридоре и сказала:
— В вашем классе необычная тишина! Как вы этого добились?
Они тихо приоткрыли дверь. У доски стояла Соня и командовала:
— Фомин, марш к доске! Если не выйдешь, поставлю два!
— Ваша Соня просто молодец! – похвалила Анну Васильевну директор. – Вы воспитали себе хорошую замену!
Соне очень нравилась власть. Она нашла легкий способ получить ее: просто сообщала, кто плохо себя ведет, а уж учительница наказывала. Соне же казалось, что это наказывает она, и она радовалась открывшимся возможностям: «Если кто-то мне не нравится или обижает меня, я могу проследить, где и когда он нарушает порядок, и сообщить Анне Васильевне!»
Отношения с одноклассниками у Сони были сложными, друзей у нее не было, но и враждовать с ней никто не решался. Ребята
с ней разговаривали официально и деликатно, опасаясь послед­­ствий. Правда, однажды нашелся паренек, который взбунтовался. Это был Борька Хохотов.
— Да она ябеда, эта Сонька! Подлая, мерзкая ябеда, которую надо изгнать из нашего класса! Давайте не будем с ней разговаривать! Бойкот Соньке!
Это предложение класс встретил напряженным молчанием: все боялись что-либо ответить. А Борька всячески демонстрировал Соне свою ненависть и однажды при всех плюнул в нее.
— Я тебе отомщу, но по-другому, – спокойно сказала Соня.
И она пошла в кабинет директора школы, попросила бумагу и аккуратным почерком написала заявление о том, что ученик теперь уже четвертого класса «А» Борис Хохотов плюнул ей в лицо в присутствии свидетелей. Дальше шел список фамилий одноклассников. Поступок Бори обсуждали на классном собрании и в кабинете директора. Мальчику пришлось очень пожалеть о том, что он выступил против ябеды. А Соня сидела и скромно молчала, улыбаясь себе под нос.
Родители девочки стали замечать некоторые странности в ее поведении. Часто после прогулки или похода в магазин Соня брала телефонный справочник и садилась к телефону. Мама однажды услышала, куда она звонит.
— Алло, будьте добры директора магазина, – говорила Соня. – Здравствуйте! Это ваша постоянная покупательница. Я должна сообщить вам, что ваша продавщица Волкова Оксана Петровна грубо разговаривает с клиентами. Сегодня, например, она отказалась показать товар, который мы просили. Да, разберитесь, пожалуйста!
Потом Соня делала еще один звонок.
— Это отделение ГАИ? Сегодня я наблюдала, как водитель проехал на красный свет. Он меня едва не задавил! Это была белая «Волга». Запишите номер!
Когда Соня положила трубку, мама вошла в комнату.
— Чем это ты занимаешься? – спросила она.
— Навожу порядок в государ­­стве! – серьезно ответила Соня. – Потому что никому ни до чего нет дела! Все друг друга покрывают!
Как родители ни пытались переубедить Соню, что так вести себя нельзя, Соня была уверена в своей правоте.
— Мне Анна Васильевна сказала: «Если видишь где-нибудь какое-нибудь нарушение, сразу сообщай!» Весь порядок в школе держится на мне! Именно я докладываю учителям и директору обо всех хулиганских поступках, и дети меня боятся!
— Но разве можно доносить на своих товарищей? – попытался образумить Соню отец.
— Они мне не товарищи! – резко ответила Соня. – Мне только Анна Васильевна товарищ, я с ней дружу и все делаю для нее!
Мама Сони решила поговорить с учительницей.
— Да, Сонечка мне очень помогает, – согласилась Анна Васильевна. – Но вы меня удивили тем, что доносить вошло у нее в привычку. Я этого не ожидала!
На следующий день, когда Соня в очередной раз подала Анне Васильевне список нарушителей порядка, учительница велела ей остаться в классе и провела с ней беседу.
— Все! Больше никаких доносов! – сказала она, решительно разорвав список. – Ты ведешь себя непорядочно по отношению к своим товарищам! Таких людей, как ты, все презирают! Попроси прощения у одноклассников!
На глазах у девочки появились слезы. Она была потрясена до глубины души. Да и Анна Васильевна чувствовала себя не лучшим образом. Она поняла, что поговорила с девочкой слишком жестко.
С тех пор она действительно больше не слышала от Сони ни одного доноса. Закончился четвертый класс, прошел выпускной вечер. Ребята покинули Анну Васильевну и ушли в среднюю школу. А в сентябре учительница взяла новый первый класс.
У Анны Васильевны было радостное настроение, когда ее внезапно вызвали в кабинет директора. Директор попросила учительницу сесть и сообщила неприятную новость. В Департамент образования на Анну Васильевну поступила жалоба от ученицы пятого класса Степановой Софьи. Это был грамотный текст, напечатанный на компьютере. В нем сообщалось, что учительница Жукова Анна Васильевна занижает ученикам оценки, грубо разговаривает с детьми, а главное, постоянно отлучается во время уроков, в результате чего не выполняет учебный план. К тексту заявления прилагались незаконченная тетрадь по математике и несколько контрольных, где оценки были снижены за почерк. Прочитав жалобу, учительница побледнела.
— Ваша любимая ученица! – вздохнув, сказала директор.

Доносчику первый кнут!


Наталия Анатольевна Махинько, учитель младших классов школы № 255 г. Москвы:
Первый класс. Первый учебный день. И уже на перемене подбегает девочка с бантиками в косичках: «А Петька меня толкнул!» Я видела эту сцену. Петька толкнул несильно, да и не специально. Спрашиваю: «Больно тебе?» – «Нет!» Почему же она прибежала ко мне жаловаться? Хочет досадить Петьке или это привычное поведение, закрепленное детским садом? Пока не знаю. Но буду разбираться. И в первую очередь присмотрюсь не к Петьке, который испуганно прижался к стене в ожидании наказания, а к этой нарядной первокласснице с бантиками.
Хулиганы, бунтари, двоечники – вот наша привычная головная боль. Но как часто мы, взрослые, не замечаем проблем при воспитании послушного, старательного ребенка. Такого, как Сонечка. С таким ребенком легко, хорошо и удобно. И Анна Васильевна за сиюминутной «удобностью» поступка девочки не подумала о возможных последствиях, о личности, которую она формирует. Не вспомнилась ей знаменитая фраза: «Доносчику первый кнут». А Соня? Почему старательная и послушная девочка не воспротивилась предложенному учителем заданию? Да потому, что не могла ослушаться старшего, авторитетного человека. И вряд ли мы можем за это осудить третьеклассницу. Не ослушалась она во второй и в третий раз… И у ребенка создалась определенная манера поведения, закрепленная многократным по­­вторением и похвалой. Очень надеюсь, что с помощью родителей, школы и Анны Васильевны Соня пересмотрит свои взгляды на «наведение порядка в государст­­ве». Ей заново предстоит завоевывать авторитет у товарищей, их доверие. Но исправление педагогических ошибок – дело долгое и кропотливое.

Право на ошибку


Юлия Джумм, психолог:
В том, что случилось с Соней, очевидна вина Анны Васильевны. Учительница проявила ужасную непоследовательность. Сначала она просила Соню доносить на ребят, а потом обвинила девочку во всех грехах, притом в грубой форме. Конечно, Соня перестаралась. То, что посеяла учительница, попало на благодатную почву и дало непредвиденный рост. Это не с каждым ребенком может случиться, но Соня, видимо, имела склонность к такому поведению. Девочка впала в психологическую зависимость от доносов, они стали для нее своеобразным наркотиком. Учительница, сама того не ведая, показала девочке легкий способ получить власть над другими людьми, наказывать их, распоряжаться их судьбами. Соня оказалась недостаточно взрослой, чтобы отнестись к своему поведению критически. Она искренне верила, что наводит в нашем мире порядок, выполняет свой гражданский долг.
Как помочь запутавшемуся ребенку? Лучше всего, если Анна Васильевна повинится перед Соней. Ей следует сказать: «Соня, мы с тобой запутались. Это я во всем виновата, я просила тебя делать то, что не положено. И вот результат моей ошибки! Но, я думаю, мы еще можем все исправить!» С Соней надо говорить доброжелательно и употреблять слово «мы». Если Соня увидит, что раскаивается человек, который пользовался у нее авторитетом, она сможет осознать свою ошибку.

Соню в каждый класс!


Елена Третьяк, мама двенадцатилетней школьницы:
Недавно мою дочь избили одноклассницы в физкультурной раздевалке. Почему, из-за чего, не знаю: Маша не говорит, да и весь класс молчит. Даже когда в школу по этому поводу приходила милиция, дети ничего не сказали. Мы долго не могли найти виновных. Только одна из одноклассниц Маши, в конце концов, решилась назвать их имена. Оказалось, над моей Машей уже несколько лет издевалась компания из четырех девочек. У дочери отбирали деньги, вещи, портили тетради и учебники, но Маша ни разу не пожаловалась ни мне, ни учительнице. Она всегда брала вину на себя. Когда я обвинила Машу в том, что она сама покрывала преступниц, дочь злобно ответила: «Я не ябеда! И никогда ябедой не буду!» Узнав историю Сони, я подумала: окажись в классе Маши такой человек, моя дочь была бы в безопасности. Конечно, нельзя делать из ребенка доносчика. Но надо учить детей, в каких ситуациях следует разбираться самим, а в каких необходимо обращаться за помощью к взрослым.

Ябедничать случается каждому…


Мария Дмитриевская, психолог-консультант Ломоносовской школы:
Что ябедничать нехорошо, широко из­­вестно, но бывает это почти с каждым. На мой взгляд, гораздо более тревожно здесь звучит слово «заставляла». Оказание давления на ребенка, как, впрочем, и на взрослого, в соб­­ственных целях является нарушением его личностных границ. Это может происходить с помощью как прямого давления, так и различных манипуляций. При желании взрослому не составит труда найти слабые струны: припугнуть, пристыдить, пригрозить. С настоящей педагогикой это, конечно, не имеет ничего общего.
Ребенок не меньше, чем взрослый человек, должен чув­­ствовать внутреннее право дать отказ в такой ситуации. Но сделать это ему сложнее, ведь он гораздо больше зависит от окружающих и не всегда умеет правильно оценить ситуацию. Поэтому ребенку в таком положении необходимо твердо знать: родители на его стороне.
Важно помочь ребенку понять: ученик должен выполнять школьные обязанности, соблюдать правила поведения в школе, и здесь учитель может контролировать его. Но в том, что касается личных отношений и морального выбора, свободен даже самый маленький человек. Многие дети ощущают это интуитивно и доверяют авторитету только тех взрослых, чье уважение они ощущают. Если же для вашего ребенка такая ситуация стала сложным испытанием, возможно, ему стоит научиться больше доверять себе и иногда отвечать «нет».