Бабушкам и дедушкам, режиссерам и постановщикам детских игр

№ 7, 2006
Рубрика: Тема номера
Автор статьи: Вероника СОРОКИНА
Бабушкам и дедушкам, режиссерам и постановщикам детских игр
Режиссерам и постановщикам детских игр

Родители и учителя часто обращаются к психологам с жалобами на то, что школьник рассеян на уроках, у него не развиты волевые качества, он стесняется учителей, ему сложно общаться с одноклассниками.

Причин такого психологического неблагополучия множество, но одна из важнейших, как ни странно, – «недоигранность» в дошкольном возрасте. Все было расписано по минутам: кружки, логопед, бассейн, музыка, английский. И совершенно не оставалось времени для обычных игр, в которых он мог бы приобрести все необходимые для школы качества.

Отличная возможность лик-видировать этот пробел в домашнем воспитании – летние каникулы, которые дети обычно проводят у бабушек и дедушек: времени для общения с ребенком и совместных игр сейчас предостаточно.

Если по какой-то причине вам трудно общаться с внуком: он не слушается, дерзит вам, – восстановить хорошие отношения с ним тоже поможет игра. Ребенок начнет откликаться на ваши просьбы, «слышать вас», поможет вам по дому, чтобы больше времени осталось для игрового общения.

Вспомните себя в этом возрасте, подумайте, во что бы вам самим было интересно играть, и начинайте. Не стоит опасаться, что вы «впадете в детство», что у вас не хватит времени на домашнее хозяйство.

Помните, возраст с 6 до 10 лет – это последний период, когда внуки «с вами».

Пройдет совсем немного времени, и все их интересы будут сосредоточены на общении со сверстниками. Поэтому часы, которые вы сейчас проводите вместе, несопоставимо дороже домашних дел.

  1. У ваших внуков, скорее всего, такое количество игрушек, какое вам и не снилось в детстве, но вот играть в них они не умеют: пройдет день-два, и куклы с машинками пылятся в коробке.
    Помогите детям организовать игру. Придумайте простую историю и начните ее разыгрывать.
    Например, игрушки-дети и игрушки-взрослые собираются в путешествие. Куда? Допустим, в Африку. Кого они с собой берут? Кошку, собаку и петуха.
    Выберите маршрут по карте и транспорт. Придумайте, какие приключения будут с ними происходить. Предположим, собака убежала. Как ее искать, к кому обращаться и на каком языке? Может быть, жестами объясняться с местными жителями?
    Кошка залезла на пальму и слезать оттуда не собирается, а надо двигаться дальше.
    Придумывайте разные обстоятельства и учите детей способам преодоления трудностей. Скоро ребенок начнет проявлять инициативу и сам будет придумывать сюжет игры. Ваша задача – корректировать его действия так, чтобы они сообразовывались с реальностью.
    Можно пригласить еще одного-двух детей – будет интереснее и веселее.
  2. Можно вместе с ребенком написать сценарий игры с репликами персонажей, придумать костюмы, нехитрый реквизит. Сыграйте «спектакль» для себя, а потом еще раз покажите друзьям и родителям ребенка.
  3. Заранее решите с внуками, сколько времени займет игровое действо, и старайтесь придерживаться этих рамок. Это сформирует у детей чувство времени. Не обрывайте игру внезапно, ведь, играя, ребенок «вживается» в персонажей.
    Если по каким-либо причинам надо срочно заняться другим делом, предоставьте внуку хотя бы пять минут для завершения сюжета или договоритесь, что продолжите игру в следующий раз. Позвольте ребенку не убирать до следующего раза игровое поле, будь то корабль или поезд из стульев, домик из подушек, коробка – космический корабль. Это научит его в будущем доводить все дела до конца.
  4. Для девочек очень важна игра в «дочки-матери», которая развивает материнские чувства: забота о младенце, его пеленание, укачивание, укладывание спать, прогулки, кормление из ложечки.
  5. Любая игра, имеющая семейный сюжет, может научить детей вести себя в конфликтных ситуациях, взаимодействовать с другими членами семьи. Очень полезна с точки зрения развития внимания, речи, памяти, самообладания старинная игра в «Барыню». Вот ее начало: «Вам барыня прислала 100 рублей. И сказала: «Что хотите, то купите, «да» и «нет» не говорите, черное и белое не выбирайте. Не смеяться, не улыбаться. Вы поедете на бал? А какое вы наденете платье?» И так далее. После допущенной ошибки партнеры меняются ролями.
  6. Раньше городские дети много времени проводили во дворах, играя в прятки, жмурки, cалки, вышибалы, казаки-разбойники, штандер и другие. Постарайтесь вспомнить эти групповые игры и обучить им детей, ведь они развивают смелость, ловкость, быстроту реакции, внимание, волю, и, самое главное, в них дети учатся взаимодействовать в группе, меняться ролями, терпеть неудачу, выигрывать и проигрывать, а все эти качества необходимы для взрослой жизни.
  7. Некоторые бабушки не разрешают внукам приводить сверстников к себе домой, чтобы не было беспорядка, шума, грязи. Этот запрет лишает детей возможности учиться общению. Лучше не мешать им быть вместе, а помочь организовать осмысленную игру.