Странно все это!

№ 7, 2007
Рубрика: Ситуация
Автор статьи: Юлия ДЖУММ
Странно все это!

Помните книгу «Малыш и Карлсон»? Это, конечно, сказка, но в ней очень точно ото­­бражено состояние души одино-кого первоклассника. У родителей не хватает для него времени, собаку ему не покупают, а отношения с друзьями не складываются. Вот он и уходит в мир фантазий, придумывает себе
идеального друга, который принадлежит только ему.
В жизни часто такое бывает: взрослые говорят, что ребенок странный, что он постоянно врет, фантазирует. Они волнуются, все ли в порядке с его психикой. Но психологи знают, что вечное пребывание ребенка в фантастическом мире, катание на звездолете или круглосуточные разговоры
с вымышленным существом свидетельствуют о том, что в реальном мире ребенку плохо. Дети часто не знают, как решить свои проблемы, да и не верят, что их можно решить.
В этом случае родители должны поговорить со своим заброшенным чадом, предложить ему свою помощь. Может, проблема-то решается просто, а ребенок страдает! Главное, проявить доброжелательность и постараться понять малыша, успокоить его, обнадежить.
У подростков же все намного сложнее. Подростковый возраст – всегда возраст странностей, даже у самого образцового ребенка.
Однако эти странности жизненно необходимы! В подростках просыпается творческое отно-шение к жизни: они исследуют мир и часто находят проблему там, где взрослые ее не видят.
Семиклассник задумывается: «Имеет ли смысл заниматься математикой в тетради в клеточку?» Цифры он и так хорошо пишет, а в тетради в линейку помещается намного больше информации, и записи выглядят аккуратнее: все на своей строке! А может, так действительно удобнее?
Представьте себе, что было бы, если бы подростки послушно следовали нашим традициям и передавали их из поколения в поколение. Прогресс бы остановился, и ничего нового никто никогда не изобрел. Поэтому есть огромный смысл в том, что у детей в 11–15 лет появляется жажда поиска, что они пробуют новые, необычные варианты поведения.
Конечно, будет много глупостей и ошибок, но вдруг попадется что-то более эффективное, чем традиционный вариант? Тогда то, что когда-то было странностью, выведет людей на новый виток развития.
Так неужели детские странности такие странные?

Шут гороховый

Миша не может спокойно слушать учителей, на уроках он постоянно вставляет свои реплики, насмехается над преподавателями.
Однажды ребята в классе читали комедию «Ревизор». Там была такая сцена. Хлестаков, закончив завтракать, спрашивает: «Как называлась эта рыба?» Ему отвечают: «Лабардан-с». После урока литературы был урок биологии, и там как раз проходили рыб. И вот, когда учительница дошла до самого сложного места, Миша поднял руку:
— Ольга Борисовна, скажите, пожалуйста, а есть такая рыба – Лабардан-с?
Класс с интересом наблюдал за реакцией учителя, а Миша был счастлив, что внес веселую ноту в стандартный ход урока.
Родители уже устали бороться с сыном, на которого жалуются все учителя. «Может, он у нас ненормальный?» – спросила мать в отчаянии. Нет, он нормальный. Миша так самоутверждается, чтобы преодолеть свои многочисленные комплексы. Он хочет немного насолить взрослым, перед которыми чувствует себя маленьким, беззащитным ребенком. В студенческие годы он станет уверенным в себе, а значит, отпадет необходимость что-то доказывать, и поведение парня изменится.


Плакса-вакса

— Как не стыдно? Такой большой мальчик, и плачет! – часто осуждают Леню учителя, а он начинает рыдать еще громче.
Действительно, четырнадцатилетний парень своим поведением всех пугает. Стоит его чуть-чуть покритиковать, как он начинает ругаться, скандалить, а потом все это оборачивается слезами. У Лени незаурядный ум и много талантов, но его нервная система совершенно неуравновешенна.
Парень бывает очень веселым и разговорчивым, но его настроение может измениться буквально за минуту, если собеседник, хотя бы и нечаянно, заденет одну из его болезненных тем. А таких тем у Лени много, начиная от внешности и заканчивая его отношениями с отцом.
Мальчику требуется помощь специалиста. Скорее всего, в дет­­стве он перенес психологическую травму. Родителям казалось, что он ее забыл, однако в подростковом возрасте ее последствия снова проявились. Сейчас настало время по-взрослому поговорить с мальчиком и разобраться в его старых переживаниях. Пусть, наконец, сядет и выплачет все, что в детстве не смог выплакать. Не надо его останавливать, пусть выразит свои эмоции полностью. Только когда Леня найдет и осознает истинную причину своих слез (это может быть развод родителей, катастрофа, предательство близкого человека и прочее), он перестанет видеть трагедию в обычных жизненных ситуациях и не будет плакать.

Непризнанный гений

Андрей всей душой ненавидит обывателей. Его выводят из себя разговоры о магазинах и зарплатах, дачах и обедах. О чем же он говорит? Как правило, об альфа-частицах, о пи-мезонах или, на худой конец, о затменно-переменных звездах. Эти разговоры мало кто может поддерживать, поэтому Андрей ни с кем не общается, считая всех людей существами низшего порядка.
Однажды, когда Андрея угостили круглой конфетой в золотистой обертке, он долго крутил ее в руках и вдруг спросил:
— Как вы думаете, какой математической формулой можно описать эту конфету?
Никто ничего не ответил, и тогда Андрей сказал, проведя пальцем по конфете:
— Это парабола. Фигура вращения.
Парень очень одинок и, в то же время, презирает окружающих. Почему?
Для многих подростковый возраст – это период открытия самого себя: «Вот, оказывается, как глубок мой внутренний мир! Чего там только нет! Я, наверное, гениальный!» В это же время может произойти обесценивание других людей: себя-то подросток видит изнутри, а других снаружи, а это все равно, что сравнивать прочитанную книгу с обложкой непрочитанной. Увидеть в другом человеке внутренний мир Андрей пока не способен: ему хочется, чтобы понимали его, но он совсем не готов понимать других. Неудивительно поэтому, что Андрей испытывает сложности в общении со сверст­­никами: его игнорируют, не принимают в компанию. А он выработал защитную тактику: «Это не они меня отвергают, это я их презираю! Кто сказал, что они не хотят со мной общаться? Это я не хочу с ними общаться – с этими жалкими обывателями!» И Андрей всеми силами поддерживает имидж гордого ученого-отшельника.
Как ему помочь? Можно напомнить басню Крылова: «Свинья под дубом». Там мораль такая: «Невежда так же в ослепленье бранит науки и ученье и все ученые труды, не чувствуя, что он вкушает их плоды».
То же самое можно сказать о труде так называемых «обывателей». Андрей испытывает презрение к этим скромным людям, в то время как сам живет плодами их труда: обедает, одевается, пользуется вещами, купленными в магазинах. Только он этого не замечает, потому что думает об альфа-частицах.
Надо ему объяснить, что у других людей тоже есть внутренний мир, они тоже много чего знают, просто существует культура общения. Например, воспитанный человек не будет на празднике вычислять формулу конфеты, пытаясь таким образом унизить других.

Маменькин сынок

Артем в свои тринадцать лет вдруг впал в полную зависимость от мамы. Мама должна всюду его провожать и встречать. Почему?
Оказалось, он всего боится. Боится один идти по улице. Боится продавщицу: он может отстоять очередь в магазине и в последний момент уйти, потому что ему страшно вступать в разговор с ней. Он боится брать телефонную трубку: «Мама, сама подходи к телефону, я не хочу!» В присутствии мамы он никогда не отвечает на вопросы. Например, встречают они на улице знакомых. Артема спрашивают:
— В каком классе ты учишься?
Он вопросительно поднимает глаза на маму, и мама отвечает за него. Если Артем идет куда-то один и случайно видит знакомых, он просто сворачивает с дороги, чтобы не вступать в разговор.
Такие проблемы действительно бывают у некоторых подростков. Это связано с тем, что в пубертатном возрасте общение с людьми приобретает слишком большое значение. Подросток оценивает свои способности общаться, постоянно анализирует свои и чужие слова и приходит к выводу, что людям он не нравится, что он ведет себя нелепо и смешно.
Если раньше он что-то говорил автоматически, например: «Два килограмма сахара, пожалуйста!», то теперь обдумывает каждое слово. У него создается впечатление, что вся очередь на него смотрит, все его оценивают, и если он, не дай бог, обратится к продавщице не с той интонацией, все подумают: «Ну и дурак!» То, что людям в очереди нет до него никакого дела, Артем поверить не может.
Кроме того, в свои тринадцать лет он вдруг заметил, что рядом есть девушки и женщины, и это тоже его смутило. Если раньше девушка, стоящая перед ним в очереди и пахнущая духами, не производила на него никакого впечатления, то сейчас у Артема все сосуды начинают пульсировать, голова кружится, щеки краснеют. Ему кажется, что девушка все это замечает и в душе смеется над ним. И он бежит из очереди в панике.
Как помочь Артему? Во-первых, надо объяснить ему, что люди думают о нем гораздо меньше, чем ему кажется.
Во-вторых, его интонациям никто не придает значения, а вот если он будет хвататься за маму и прятаться от людей, это дейст­­вительно произведет негативное впечатление.
И в-третьих, пусть он немного ослабит самоконтроль и даст себе право на ошибку. Ну, ляпнул что-то не то, начал заикаться у прилавка – ну и что? Можно иногда показаться и смешным, и глупым. А если девушка по­­нравилась, то это вообще замечательно! Значит, он – нормальный мужчина!
Психолог может организовать небольшой спектакль и дать в нем Артему комическую роль: «Тебе особое задание! Стань смешным! Ты должен играть так, чтобы все не сводили с тебя глаз и постоянно смеялись!» Вот тут-то Артем задумается: «А легко ли это – привлечь внимание, а уж тем более, рассмешить людей?» Во время этого спектакля Артем испытает новые чувства: «Люди смеются и радуются, глядя на меня! Это так приятно! Обидно только, что рассмешить их слишком трудно!»
Это далеко не полный набор странностей, которые присущи подросткам. Однако есть во всем этом нечто общее, а именно яркая демонстрация себя, своего внутреннего мира. Каким бы ни был подросток, он всегда ищет понимания, сочувствия. То, что подростки замкнутые – это заблуждение. На самом деле, нет более открытых людей. Вызывающая одежда, вызывающие манеры, демонстративные поступки. А еще снаружи находится вся символика: по костюму подростка видно, какую музыку он любит, за какую футбольную команду болеет, к какой группировке принадлежит, чем увлекается. «Я пришел к вам, люди! Смотрите на меня, примите меня и оцените по достоинству!»

Рисунки: Владимир САХНОВ