Сдать или сдаться?

Сдать или сдаться?

Сдать или сдаться? В этом году моя дочка Катя сдает свой первый экзамен, и я очень боюсь, как бы она не повторила мой опыт.

Училась я прекрасно и очень хотела поступить в МГУ на филфак. Чтобы готовиться целенаправленно, решила после 8 класса перейти в лицей. Для этого нужно было сдать литературу и английский. Оба предмета я отлично знала и была уверена в успехе. Но за пару дней до экзамена к нам в гости заглянул мой дядя.

— И что это ты такая довольная? Не сидишь, не зубришь ничего. Думаешь, в этот лицей всех берут? Вот вернешься в старую школу, будут над тобой все смеяться.

Я только улыбнулась в ответ, а ночью проснулась с ощущением ужаса – до экзаменов два дня, а я ничего не помню. С утра встала с раскалывающейся головой, не могла смотреть на еду, заперлась в комнате и стала перечитывать всю программу за год. И чем больше читала, тем больше путались мысли.

— Ты же все знаешь, – убеждала мама. – К чему так волноваться?

— Ничего я не знаю, и времени совсем не осталось! Что делать?

Когда я взяла билет, то почувствовала, будто кто-то провел мокрой тряпкой по мозгам, стер дурман, а вместе с ним и все знания.

— Почему погибает Ленский в романе Пушкина «Евгений Онегин»? – прочитала я. – Когда это он успел? И кто такой Пушкин?

В общем, я провалилась. Еще и экзаменаторы поинтересовались, как с моими знаниями может прийти идея поступать в лицей.

В старую школу я, конечно, не вернулась, отнесла документы в ту, что поближе к дому. Столичный вуз так и остался мечтой, закончила заочно педагогический, работаю в магазине тканей. Хуже всего то, что экзамены на всю жизнь превратились для меня в пытку.

И вот теперь дочери предстоит то же испытание. Не повторит ли она моих ошибок? Можно ли научиться сдавать экзамены без стресса?

Елена Н., г. Калуга

Если взглянуть на ситуацию со стороны, то экзамен ничем не отличается от опроса у доски. Но если оказаться в гуще событий, то мало не покажется.

Индивидуальная реакция

Экзамен – безусловно, стресс, говорят психологи. Многие взрослые до сих пор время от времени просыпаются в холодном поту после того, как в двадцать первый раз пытались растолковать Марь Иванне наследование признаков у мушек дрозофил или старались из имеющихся в запасе 20 немецких слов, включая предлоги, объяснить Элеоноре Карловне систему образования в Германии. Тем не менее для некоторых счастливчиков этот этап проходит совершенно спокойно. Реакция у каждого своя. Кто-то забывает, как его зовут. Другой, наоборот, от страха вспоминает то, чего не знал раньше.

Умение справиться со стрессом и сконцентрироваться зависит от нескольких причин – работы головного мозга, психологической устойчивости, типа нервной деятельности, степени личной ответственности, опыта прохождения испытаний и многого другого. Некоторые из этих качеств являются врожденными – их нужно просто иметь в виду, чтобы приспособиться к особенностям ученика. Другие поддаются коррекции. Зная эти характеристики, родители лучше смогут понять поведение своего ребенка и помочь ему в подготовке.

право–лево

Способность к сосредоточенной работе зависит от преобладающего полушария головного мозга. Правое отвечает за творческие способности и стратегию, левое – за интеллект и тактику. Дети с преобладающим правым полушарием могут хорошо планировать будущее, но склонны отдалять приближающееся событие, откладывать на потом. Зачастую именно они дотягивают до самого последнего момента и учат все в ночь перед экзаменами. «Левосторонние» школьники не заглядывают так далеко, поэтому могут лучше сосредоточиться на настоящем моменте – разработать конкретный план подготовки и приступить к чтению.

вснутри–наружи

Будет ли отношение ребенка к экзаменам ответственным или нет, зависит и от так называемого локус-контроля. Это склонность приписывать ответственность за результаты своих усилий внешним или внутренним факторам. Ученики с внешним локусом контроля будет рассчитывать не на собственную подготовку, а на судьбу. И в случае неудачи винить кого угодно (низкое давление, плохой билет, придирчивого преподавателя), но не себя самого. Такие дети не уверены в своих силах, часто тревожатся, стремятся оттянуть занятия на более дальний срок. Школьники с внутренним локусом контроля привыкли отвечать за свои действия и настойчиво идут к поставленной цели. Они способны рассчитать свои силы и время, готовиться спокойно и без истерик. Но даже если чтото на экзамене вдруг пойдет не так, как им хотелось бы, это будет целиком их вина (не рассчитал, недопонял).

петухи–страусы

Психологическая устойчивость – необходимое качество для прохождения всех испытаний, в том числе и экзаменов. Она зависит от правильного образа жизни, здоровья ребенка и отношений в семье. Если родители дома стращают экзаменами, говорят, что это кошмар и ад, требуют непременно отличных оценок, у школьника закрепится страх перед неудачами – не самое лучшее качество для жизни. Задача мамы и папы – поддерживать в ребенке веру в себя, настроить его оптимистически. Если ученик боится получить двойку (тройку, четверку – у каждого свой страх), надо поговорить с ним об этом: «Знаешь, экзамен – в какой-то степени лотерея. И случиться там может все, что угодно. Но плохая отметка – это оценка не тебя как человека, а твоих усилий. Пусть сегодня у тебя что-то не сложилось. Но ты же у нас молодец! Так здорово в шахматы играешь (на сцене выступаешь, знаешь историю). В следующий раз у тебя все получится!»

физики–лирики

Оказывается, на разные экзамены ребенка надо настраивать по-разному. Гуманитарные предметы требуют абстрактного мышления и свободной речи. Для лирики нужна свежесть мозгов. Такие предметы хорошо сдавать на подъеме, в состоянии куража. Настройте школьника на победу, тогда ребенок легче подберет нужные слова и ассоциации.

Точные и естественные науки требуют сосредоточенности. Здесь подвешенного языка недостаточно, важно собраться с мыслями, запомнить формулы и донести их в точности до преподавателя. Настраивайте ребенка на непростую борьбу.

скорострел–тугодум

Почему один ученик за пять минут переберет в голове и отбросит за ненадобностью сотню фактов и предположений, а другой едва успеет нащупать один-единственный ход? Все зависит от типа высшей нервной деятельности. Если нервные импульсы в головном мозге проходят быстрее – ребенок скорее соображает, лучше решает задачи, поскольку успевает перебрать большее количество вариантов. Если импульсы заторможены, ученику требуется больше времени на подготовку и нахождение нужного решения. Эти особенности являются врожденными, и грамотный педагог всегда может приспособиться к каждому конкретному ученику – кого спросить пораньше, кому дать подготовиться подольше.

новички–ветераны

Волевой настрой рождается только в борьбе. У ребенка должен быть опыт прохождения испытаний и преодоления препятствий. Если его нет, экзамен действительно способен выбить из седла. Учителя отмечают, что лучше всех на экзамене держатся спортсмены. Даже те, кто из-за постоянных соревнований и тренировок не утруждают себя учебой, способны максимально сконцентрироваться, собрать в голове крупицы знаний и получить свою оценку. Они понимают, что экзамены – это переходный этап, демонстрация своих сил, а не конец света. Но что делать, если ребенок не ходит ни в какую секцию? Опыт преодоления можно дать и дома. Для этого в течение года надо давать ребенку такие задания, выполнение которых на первый взгляд кажется непосильным – тогда и подготовка к экзаменам окажется не страшной. Если же ученику все всегда давалось легко, у него не развивается навык борьбы – с собой и с обстоятельствами.

Умом крепок

Как бы ни был ученик устойчив психологически, он не сумеет с достоинством покинуть классную аудиторию, если ему нечего будет сказать учителю. Экзамен – не только стресс, это еще и проверка накопленных знаний. Света – хорошистка. Учится в девятом классе гимназии и сдает экзамены с 12 лет, по два раза в год. Ее общий испытательный стаж тянет уже, наверное, на студента-третьекурсника. Тем не менее, каждый экзамен превращается для нее в мучительное испытание. За две недели до решающего дня Света мрачнеет, не разговаривает, огрызается на родителей. За неделю закрывается в своей комнате, обкладывается грудой учебников и ксерокопий. За три дня выходит учить в общую комнату. «Ничего не знаю, в голове все перепуталось: взятие Измаила, падение Наполеона. Не помню того, что читала час назад». «Бедная девочка, – сочувственно вздыхает бабушка. – Столько проходите! Ну, потерпи – поучи».

Многих пугает не сам факт экзамена, а наваливающийся объем материала. Кажется, его нельзя осилить и за месяц, что уж говорить о трех днях. Часто простой перечень вопросов и толщина учебника выбивают у ребенка почву из-под ног. И это касается не только двоечников, но и успевающих. Только если первые сдаются без боя, надеясь лишь на удачу и на помощь соседа по парте, то хорошисты и отличники совершенно теряются: хватаются то за один учебник, то за другой, перепрыгивают с параграфа на параграф и в результате так забивают голову, что лучше бы ничего не учили.

Такие проблемы в той или иной степени есть у большинства школьников. И причина тому – простое неумение учиться. Экзамены – это проверка не памяти, а мыслительных действий: способности связывать факты в единое целое, проводить параллели и вовремя доставать из головы нужную информацию. Контрольные задания дают понять, что находится в голове у ребенка – стройное знание или куча беспорядочных сведений.

Пытаясь учить все подряд, школьник совершает две ошибки. Во-первых, он недальновидно и нерационально забивает себе голову. Мозги не резиновые, поэтому в какой-то момент включается система блокировки. В результате нужному факту или формуле может просто не хватить места, так как оно уже занято незначительной деталью. Во-вторых, сваливая все знания в кучу-малу, ученик рискует в нужный момент просто не успеть докопаться до нужного факта, и все бессонные ночи пойдут насмарку.

Логика действия

В норме ко времени экзаменов школьники должны владеть навыками самостоятельной подготовки. К сожалению, часто они остаются несформированными. Поэтому, если позволяет время, родители могут направить ребенка на нужный путь, показать верный алгоритм действий.

1. Готовясь к экзаменам, делайте упор не на память, а на логику. В норме мыслительные операции должны сформироваться еще в начальных классах. Они основаны на простейших действиях – посмотреть на предмет, сравнить, сказать, где больше, где меньше. Эти умения помогают систематизировать информацию, укладывать ее в блоки.

2. Не начинайте зубрить материал с первых строк учебника. Ознакомьтесь с вопросами, выстройте между ними связь, выделите основные проблемы.

3. Выберите те места, которые забыты или нуждаются в дополнении. Пусть ребенок уточнит их на консультации. Желательно, чтобы она проходила за пару дней до экзамена, чтобы было время заполнить пробелы.

4. Учить надо блоками по теме, выделяя основные разделы и логические связи между ними.

5. Хорошо, если ребенок готовится не по одному учебнику. Тогда вопросы лучше читать в разных книгах. Во-первых, это разнообразит сам процесс подготовки, освежит мозги и поможет лучше запомнить прочитанное. Во-вторых, можно увидеть те моменты, которые были упущены при первом чтении.

6. Нужно не зубрить, а понять смысл. Такие логическим путем усвоенные знания укладываются в долговременную память и не забываются.

7. В последние дни лучше еще раз пролистать пройденный материал, уделяя внимание деталям. Они украшают ответ и повышают оценку, но, к сожалению, быстро забываются. Поэтому учить их с самого начала не стоит. А вот пару дней до опроса они точно продержатся. Только, опять же, не стоит забивать мозг всеми цифрами и названиями, встречающимися в учебнике. Логика поможет выделить главное и в мелочах.

Складывание мозаики

К сожалению, первый способ подготовки доступен не всегда. Зачастую в голове ученика все так перепутано, что до экзаменов нет никакой возможности упорядочить хаос. Особенно если на подготовку остается не более трех дней. В этом случае родителям придется пережить и истерики, и жалобы на головную боль, и бессонные ночи. Что же делать? Неужели на оценку выше тройки рассчитывать не приходится? Вовсе нет.

Разумеется, за столь короткий срок стройное здание не возведешь. Но если ученик привык бродить по этим лабиринтам годами, он вполне способен сдать экзамен на привычную оценку. Главное – ничего резко не менять в манере подготовки. Здесь включается совсем другой механизм запоминания и поиска. Школьник привычно зубрит весь материал от первой страницы и до того места, до которого успевает дойти – в силу времени и возможно стей памяти. А потом он просто запоминает, где что лежит. Многие ученики приучаются довольно ловко ориентироваться в такой информации – так же, как некоторые люди умеют быстро найти визитку на своем заваленном бумагами столе.

К тому же, к такому способу учебы часто приспосабливаются сами учителя. Они помогают ребенку, задавая ему привычные вопросы, и ждут от него ответов с урока. Тот мысленно листает в голове свою растрепанную книгу, выуживает нужную информацию и получает привычную тройку, четверку и даже пятерку. Только вот радоваться этой оценке преждевременно. В вузе такие студенты нередко переходят в разряд неуспевающих – там и материала больше, и система проверки другая.

Волевое усилие

Как бы ни старались родители помочь с подготовкой, как бы ни тянули ребенка, все бесполезно, если сам он упирается. Для успешной сдачи экзаменов необходимо желание самого ученика.

Что такое бессонные ночи и истерики по поводу экзаменов, ни Саша, ни его родители никогда не знали. Все всегда проходило тихо, мирно, незаметно. Об окончании череды испытаний семья узнавала только по его радостному вздоху: «Фу, спихнул наконец!» И все были довольны – до тех пор, пока ребенку не пришла пора поступать в институт. Никакие уговоры и угрозы не могли заставить Сашку взяться за ум и начать готовиться к вступительным экзаменам. «Как-нибудь прокатит», – отмахивался он. Не прокатило.

По замечанию учителей, многие школьники инфантильно относятся к учебе вообще и экзаменам в частности. Большинство руководствуется одним желанием – побыстрее расправиться с тестом. Желательно без усилий и на хорошую оценку. Некоторых не волнует и оценка – они-то и удивляют всех своим спартанским спокойствием и выдержкой.

Как же бороться с таким «фиолетовым настроением»? Надо попытаться превратить для ребенка экзамен в дело чести, стремление показать себя и доказать себе. Здоровый интерес к учебе проявляется тогда, когда ученика поощряют и дома, и в школе. Если у него нет уверенности в своих силах, ее надо сформировать искусственно.

помощь со стороны

Многие родители сегодня нанимают репетитора, чтобы заполнить пробел в знаниях. Но он же может помочь ребенку утвердиться в глазах учителя и одноклассников. Объясните учительнице, что ребенок хочет учиться, но не успевает все понять на уроке, и поэтому к вам ходит репетитор. Если она будет знать, что школьник хочет учиться, она будет его хвалить. Ситуация успеха подтолкнет ребенка к новым свершениям. В том числе и на экзаменах.

дружеская поддержка

Многие дети подвержены влиянию сверстников, и не только негативному. Если ребенку повезло с другом-отличником, воспользуйтесь этим. К примеру, приводя в пример успехи приятеля (но при этом не унижая достоинств самого ребенка). Это рано или поздно подтолкнет его к мысли, что если получается у Мишки, то и он сможет. Поощряйте их общение – совместные занятия, походы, интеллектуальные игры.

P.S. У некоторых родителей может возникнуть желание максимально оградить ребенка от экзаменационных волнений. Делать этого не стоит. По нескольким причинам. Во-первых, освобождать от экзаменов можно только по серьезным медицинским показаниям (тяжелая операция, глубокая психологическая травма, продолжительная болезнь). Во-вторых, экзамен – это фильтр, который пропускает только нужные качества: умение справляться со стрессом, побеждать обстоятельства и стремиться к лучшему. Во взрослой жизни будет еще много испытаний, и надо научиться их преодолевать.

Благодарим за помощь Татьяну Александровну Цехмистренко, доктора биологических наук, главного научного сотрудника Федерального института развития образования Министерства образования РФ, и Рината Сабитова, председателя комиссии по медицинской психологии Московского объединения психотерапевтов.