В школу по субботам?

В школу по субботам?

Родительский день

Марина К., 32 года:

Моя старшая дочь учится по шестидневке. И очень устает. Поэтому когда настала пора отдавать в школу меньшую, я специально выбрала гимназию с пятидневной учебной неделей. Это школа полного дня. Дети учатся до часу, потом отдыхают, а с трех у них опять уроки. Лично меня такой подход очень устраивает, дети и в течение дня не устают, и по субботам дома. Правда, будет работать эта система или нет, зависит от квалификации учителей. К счастью, нам повезло.

Леонид Д., 47 лет:

У меня три дочери. Школьницы 1, 7 и 9 классов. Мы с женой вполне довольны шестидневной программой обучения. В день у них не больше 5–6 уроков, поэтому девочки не поздно возвращаются домой. Лично я против пятидневки – когда у ребенка много свободного времени, он тратит его на всякие глупости.

И пяти дней достаточно

Марина Владимировна Олефиренко, директор московской школы № 873:

У нас обычная школа, поэтому справляемся с нагрузкой за пять дней. А по субботам у нас так называемый развивающий день – шахматы, секции по футболу. На мой взгляд, выходные дети должны проводить дома, что ни говори, никакая школа не заменит общения с родителями. Ребенок все-таки получает эстетическое и социальное воспитание в семье. А теперь представьте, что происходит при шестидневке. Пока ребенок вернется домой, родители успеют или устать друг от друга, или поругаться. Накормят чадо, скажут – вот тебе компьютер, вот твоя комната, сиди занимайся. И все общение. С одной стороны, с помощью шестидневки мы разгружаем учебную неделю, с другой – препятствуем правильному эмоциональному и психическому взрослению, которое происходит только дома. Так что сегодня перед родителями стоит альтернатива – или углубленные знания, или отдых.

Светлана Николаевна Максимова, директор московской школы № 1250:

Большинство директоров, конечно, обеими руками за пятидневку. Но в школах с углубленным изучением предметов такое невозможно. Иначе будет недопустимая нагрузка. Видите ли, количество учебных часов выбираем не мы. Мы решаем, будет ли наша школа профильной или общеобразовательной – от этого и зависит выбор программы. У нас есть возможность ее несколько скорректировать, но мы не можем выкинуть ни одного часа. Начальная школа у нас пока на пятидневке. Но вот 6 февраля у нас закончилась очередная школьная проверка, и проверяющая комиссия настойчиво рекомендовала нам и в начальных классах перейти на шестидневку (поскольку у нас в одном из классов на три часа превышена допустимая нагрузка). Я представляю, что тут начнется, пойдет поток писем от родителей.

Все зависит от программы

Марьяна Михайловна Безруких, доктор биологических наук, профессор, академик РАО, директор Института возрастной физиологии РАО:

Без рецепта

Вы спрашиваете, что лучше – пяти— или шестидневка? Однозначного ответа на этот вопрос просто не существует. Ребенка можно и за три дня загнать, а можно и при полной неделе не утомить. Все это очень индивидуально. Нужно брать каждую конкретную школу с конкретной организацией учебного процесса и анализировать всю ситуацию в течение учебного дня, недели, года. Смотреть, насколько адекватна выбранная методика, как чередуются предметы, есть ли физкультминутка, чем заполнены перемены. Только в этом случае можно сказать, эффективна ли выбранная учебная модель или нет. А единого для всех школ рецепта никто дать не может.

Из истории

Вообще же задаваемый родителями вопрос далеко не новый. Вся история с пяти— и шестидневкой началась еще в 1972–73 годах. Тогда в прибалтийском городе Пярну учеников в качестве эксперимента перевели на пятидневку (до этого и родители, и дети были заняты по шесть дней в неделю). Считалось, что это даст положительный результат, дети будут проводить по два дня в семье, больше общаться с родителями. А оказалось, что 80% детей все выходные были предоставлены сами себе. Дни отдыха превращались в бессмысленное убивание времени. Тогда никакого решения об обязательном переходе на пятидневку принято не было, все оставили на усмотрение самих школ. Подобных исследований уже давно не проводилось. Но наш мониторинг за 2000–2007 гг. показывает, что старшеклассники в выходные готовят уроки, смотрят телевизор, играют в компьютерные игры. И на воздухе проводят те же полчаса, что и в обычные дни. Получается, что основного преимущества пятидневки, о котором все говорят, на деле просто нет.

Запас прочности

На мой взгляд, проблема даже не в том, сколько дней учится ребенок. А в том, насколько он справляется с существующей нагрузкой. Ведь у нас по СанПиНу подросток занимается в школе по 6 часов в день, плюс 4 часа на подготовку домашнего задания. Итого получается 10 часов ежедневной нагрузки для формирующегося организма. Сравните его с 8-часовым рабочим днем у взрослых. И ведь мы говорим только о нормах. А ни для кого не секрет, что на деле нагрузка оказывается и по 12, и по 16 часов – из-за факультативов, необязательных занятий, не стоящих в расписании, чрезмерного объема домашних заданий. Родители должны знать о существующей ситуации. И понимать, что важнейший критерий в выборе места учебы – возможности ребенка. Есть дети, которые могут выдержать и не сорваться. А есть те, которым большие нагрузки не по силам. Если ребенок постоянно болеет, родителям стоит подумать, продолжать учебу в профильном классе или перейти в обычный класс и сохранить здоровье сына или дочери.

Правильно преподнести

Я понимаю педагогов, которые ратуют за пятидневку. Вполне естественно, что им хочется два дня подряд провести дома. С другой стороны, каждый учитель знает, что налаживать учебный процесс после двух дней отдыха намного сложнее – дети сбиваются с ритма. Конечно, сейчас существуют разные подходы к обучению, помогающие ужать план до пятидневной недели. Но лично я сейчас не вижу той формы организации учебного процесса, которая не приводила бы к переутомлению. Дело в том, что существующие у нас методики и технологии преподавания не менялись последние 150 лет. А объем информации за это время увеличился в разы. И некоторые отдельные попытки модернизации не меняют саму систему.