Где у него кнопка?!

Где у него кнопка?!

Детям в школе вообще нелегко. Но есть такие, которым особенно трудно: ведут себя «не так», выглядят «неправильно», исправляться не хотят. Или не могут, хотя стараются. Слишком активные.

Если ребёнок гиперактивен, то он видит это так:

— На меня всегда кто-то за что-то кричит и ругается. Взрослые хотят от меня того, что я сделать просто не в силах: чтобы сидел спокойно, не носился как угорелый, занимался чем-то тихим и желательно подольше. Честное слово, я очень стараюсь. Но у меня ничего не получается, а взрослые недовольны, и я начинаю злиться. На себя, на учёбу, на всех. Потому что не могу я так – когда постоянно ни с чем не способен справиться! Понимаете, что это такое – когда ты кругом плохой? Защищаюсь, как могу: не слышу, если меня ругают, психую и раздражаюсь сверх меры, хулиганю (опять ругают – ну и пусть) и ссорюсь с друзьями. В общем, делаю себе хуже, а всё потому, что хорошим не буду.

Родители и учителя думают о нём, что…

…он пребывает в вечном движении. Даже когда сидит, какая-то часть его тела обязательно двигается. Он быстро переключается с одной деятельности на другую, на уроках постоянно отвлекается, часто отвлекает одноклассников. В письменных работах допускает много «глупых» ошибок: то плюс с минусом перепутает, то букву пропустит. При этом новую информацию схватывает на лету. Все взрослые хором повторяют: ему бы усидчивости – и мог бы быть отличником. Такой ребёнок очень раздражает, педагоги и родители пытаются найти, «где у него кнопка», и отключить или переключить на какую-то более управляемую волну.

Что же делать?

  1. К несомненно сильным сторонам таких детей относятся любознательность, быстрота в освоении нового материала, любовь к спорту, лёгкость в общении с одноклассниками. Такой ребёнок очень нуждается в поддержке родителей. Бесполезно пытаться сделать его «нормальным». И очень важно учитывать его особенности. Помнить о его сильных сторонах и обращать внимание ребёнка на них. Да и себе почаще напоминать.
  2. Уделять внимание его потребности в движении. Дома обязательно должен быть спортивный уголок, а вне дома – какие-нибудь структурированные спортивные занятия. И нужно быть морально готовыми к тому, что, возможно, секции придётся поменять несколько раз в поисках тренера, который будет адекватно относиться к его особенностям, и потому, что такие дети довольно быстро меняют увлечения. Спорт не только помогает сбросить излишки активности, но способствует более быстрому формированию контроля своего поведения.
  3. Очень важно критиковать поступки ребёнка, не переходя на личность. Одно дело сказать: «Когда ты разговариваешь во время урока, учительница отвлекается, сбивается с мысли, раздражается. Давай всё-таки на перемене с друзьями общаться». И совсем другой посыл: «Ты безответственный, наглый тип! Срываешь все уроки. Мне за тебя стыдно!» На его долю и так приходится львиная доля всех замечаний, ещё с младенчества. Но поступки можно изменить, а если самые близкие люди присоединяются к мнению, будто он ни на что не годен, остаётся только соответствовать этим ожиданиям и в подростковом возрасте присоединяться ко всевозможным околокриминальным компаниям.
  4. Бесполезно ждать успехов в чистописании и во всём, что требует усидчивости. Лучше обходиться без черновиков и так организовать выполнение домашнего задания, чтобы ребёнок мог двигаться и делать небольшие перерывы. Может, он вообще будет делать математику сидя на столе, а русский – сидя на полу, зато с удовольствием и быстро. Желательно договориться с учителем, чтобы ученику разрешили исправлять ошибки в тетради, поскольку вначале он просто не способен переписать текст без ошибок. Но проверка и нахождение своих неточностей – это тоже тренажёр внимания. И наоборот, если заставлять переписывать по три раза, количество ошибок не изменится, а вот ненависть к предмету вполне может возникнуть.
  5. Помимо занятий спортом, всем таким детям рекомендуются занятия с нейропсихологом. Они очень способствуют развитию контроля своего поведения, повышению уровня внимания. Также желательно сотрудничать с неврологом. Медикаментозная поддержка, особенно для детей с диагнозом «синдром дефицита внимания и гиперактивность», иногда необходима. При родительской поддержке из таких детей вырастают успешные люди с умением устанавливать отношения, быстрым мышлением, любознательностью, спортивной активностью.