ЕГЭ без нервов

Так ли сложен Единый госэкзамен, как говорят? Похоже, дело не столько в этом, сколько в сознании необратимости любой ошибки: сдаёшь под объективами камер, проверяют те, кто тебя не знает. Поэтому и волнуются все: учителя, родители, дети… А избыточное волнение на экзамене – плохой помощник. Как от него избавиться и обрести спокойствие?

Если ваш ребёнок сейчас готовится сдавать экзамены, то и вы, и он уже находитесь в состоянии стресса. Приведённые ниже рекомендации являются действенным и быстрым инструментом самопомощи через тело. Почему именно так? Давайте посмотрим, что происходит с нашим телом, когда мы попадаем в ситуацию стресса.

  • Левополушарные люди могут начать зацикливаться на определённой последовательности действий. Например, вместо того, чтобы сначала отвечать на те задания, которые понятны, а затем вернуться к более сложным, человек упорно решает сложное, теряя время.
    Правополушарные могут просто впасть в отчаяние. Происходит это потому, что активизируется работа врождённо ведущего полушария и, как следствие, нервные импульсы от  одного полушария к другому проходят медленнее. Это влияет на наше восприятие информации и эмоциональное состояние.
  • Кто-то перестаёт замечать ошибки при проверке. Или, например, читает и вообще не понимает текст. Это от блокировки зрительной информации. У других блокируется слуховое восприятие вместе со слуховой памятью. Человек слышит задание, но не понимает, чего от него хотят. Или читает вопрос, на который ещё вчера знал ответ, но в момент экзамена в голове полная пустота. А у некоторых блокируются оба канала восприятия. Это происходит потому, что активизируется врождённое соотношение ведущего полушария головного мозга с ведущими глазом, ухом, рукой и ногой.
  • В состоянии стресса включаются реакции выживания: убегай, нападай, замирай. При этом активизируется стволовая часть мозга, происходит «отток» крови и нервных импульсов от лобных долей коры больших полушарий. А они нам очень нужны на экзамене, так как являются своеобразной диспетчерской, контролирующей понимание информации, извлечение знаний из долговременной памяти.
  • Повышается ощущение тревоги, поскольку всё это запускает работу симпатической нервной системы, отвечающей за активность. На экзамене это состояние нам необходимо на 30–40 %, но происходит избыточное возбуждение.

Эти процессы запускают привычные, давно возникшие зажимы в теле.

Действие обратной силы

Как видите, в создании неадекватной реакции на происходящее тело участвует напрямую – и на уровне работы мозга, и на мышечном уровне. В то же время, воздействуя через тело, можно запустить обратный процесс – адекватного восприятия происходящего. Что надо делать?

Восстанавливаем эффективное межполушарное взаимодействие. Для этого подойдут движения, пересекающие среднюю линию тела. Например, стоя или сидя потянуться левым плечом к правому колену и наоборот – правым плечом к левому колену. Если вы всё делаете правильно, то включаются косые мышцы живота – вы их чувствуете.

Если во время экзамена ощущается снижение зрительного или слухового восприятия (признаки описаны выше), пора включать в работу глаза и уши и сосредоточиться на дыхании.

Глаза

Найти близкий объект за окном и смотреть то на него, то сквозь него вдаль. Поводить глазами из стороны в сторону, по кругу, в среднем темпе. 3 раза с усилием зажмурить-открыть глаза. Помассировать на затылке зону зрительных бугров (оттуда идёт кровоток к глазам). Проделать упражнения «Гимнастики мозга»: «Ленивые восьмёрки», «Кнопки мозга» – они направлены на восстановление зрительного внимания и снятие усталости с мышц глаз.

Уши

Берётесь за уши: большой палец сзади ушной раковины, указательный и средний – спереди. Бережно накручиваете краешки ушей на большой палец (направление к затылку). 3 раза проходитесь по всей раковине сверху вниз, мочку уха оттягиваете книзу (или упражнение «Думательный колпак» на сайте).

Дыхание

Закончив сложное дело, мы рефлекторно делаем глубокий выдох и вдох. В нижних отделах рёбер находятся выходы парасимпатической нервной системы, запускающей снижение уровня активации. А при стрессе многие из нас вообще перестают дышать или дышат поверхностно. Поэтому три глубоких вдоха и выдоха – очень важное упражнение при состоянии повышенной тревоги. На вдохе нижние отделы рёбер расширяются, как будто в животе надувается мячик. На выдохе – сдуваются.

Для снижения состояния повышенной тревоги можно попить воды. Сделать несколько медленных глотков, немного опустив вниз подбородок. Такая поза и темп возвращают нас телесно в состояние, когда мы никуда не спешим и можем спокойно посмаковать напиток. А вода является основным топливом для передачи нервных импульсов от головного мозга к важным органам и в самом мозгу из зоны в зону. Так что в течение экзамена вообще хорошо пить почаще. Также можно активизировать так называемые позитивные точки. Они находятся на лбу посередине между линией роста волос и бровями, над серединой глаза. Активизация их запускает перераспределение нервных импульсов от ствола к лобным долям коры больших полушарий. Достаточно просто положить туда пальцы обеих рук и держать, пока не почувствуете пульсацию в коже головы, под пальцами.

Я спокоен, я совершенно спокоен…

Очень рекомендую родителям прочитать эту статью вместе с ребёнком. Представить, что он на экзамене, и отследить, что происходит с телом, эмоциями. Вы тоже обратите внимание на то, что происходит с вами. Потом проделайте эти упражнения-движения и снова отследите своё самочувствие. Всё вышеперечисленное можно проделать перед экзаменом, давая себе установку: «Я на экзамене, собран, спокоен, легко вспоминаю информацию, понимаю задания, замечаю ошибки». Можете добавить что-то, что важно именно вашему ребёнку.

А ещё очень важно понимать, что человек не может быть абсолютно собран в течение всего экзамена. Через каждые 15–25 минут наступает снижение концентрации внимания, и хорошо бы снова проделать какое-нибудь движение из описанных выше или то, что хочется телу. Потянуться, походить, сменить позу и снова вернуться к работе в уже включённом состоянии.

Помните, что родители – самая главная поддержка для школьников. Наши тревоги влияют на детей исключительно отрицательно. Важно заранее продумать и принять: человек может сдать экзамен и очень хорошо, и не очень. И, конечно, надо верить в своих детей.